В статье, опубликованной в американском археологическом журнале "Библикал Аркеолоджи ревью", лингвист и палеограф Андре Лемэр из университета Сорбонна (Париж) сообщил, что в его распоряжении оказался оссуарий (в археологии так называются древние сосуды для хранения костей умерших), на котором начертана надпись на арамейском языке: "Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса". Лемэр впервые увидел оссуарий, когда общий знакомый представил его частному коллекционеру. Тот и показал Лемэру фотографии древней урны. "Когда я прочитал надпись, я сразу же заинтересовался, а не был ли это тот самый Иаков, брат Иисуса из Назарета", - говорит Лемэр. - Коллекционер понятия не имел о том, что у Иисуса вообще был брат, поэтому и не думал о том, что эта находка настолько ценна". Действительно, если православные христиане и римские католики верят в пожизненную девственность Марии и считают, что у Марии и Иосифа никогда не было супружеских отношений, то протестанты, например, утверждают, что после непорочного зачатия и рождения Иисуса Мария родила еще несколько детей, среди которых был и Иаков. Оссуарий представляет собой ящик в форме трапеции длиной около полметра, шириной около двадцати пяти сантиметров и высотой около тридцати сантиметров. В сентябре этот древний сосуд исследовали двое израильских ученых, используя все современные технические средства. Их вывод: возраст оссуария превышает девятнадцать столетий. Андре Лемэр, со своей стороны, отважился назвать еще более точную дату: 63 год нашей эры. Одним из важнейших критериев для датировки древних надписей является шрифт, с помощью которого они выполнены. "Шрифт очень важен при определении даты; так как арамейский шрифт менялся в течение долгого времени, мы можем ее определить", - говорит палеограф из Университета Джона Хопкинса (Балтимор, США) Кайл МакКартер. "Это самый важный критерий для датировки этого предмета, и шрифт согласуется с датой в середине первого столетия нашей эры". Андре Лемэр признает, что в тот период в Иерусалиме жили около 40 тысяч человек и что имена Иисус, Иосиф и Иаков были достаточно широко распространены. По его подсчетам, в начале первого века примерно у двадцати жителей города, носящих имя Иаков, могли быть отцы Иосифы и братья Иисусы. В то же время Лемэр указывает, что археологи обнаружили сотни подобных сосудов, но только на двух из них написаны имена братьев умерших. На этом основании автор статьи предполагает, что братья упоминались лишь в том случае, если они были людьми необычными. "Трудно не прийти к заключению, что написанные на сосуде три имени относятся к известным личностям Нового Завета", - заявил редактор "Библикал Аркеолоджи ревью" Гершел Шэнкс. "У меня есть некоторые сомнения", - отметил в свою очередь профессор археологии университета Джонса Хопкинса Кайл Маккартер. Вместе с тем он поспешил добавить, что в археологии "очень редко можно что-либо утверждать с абсолютной уверенностью". Впрочем, сам Лемэр и не утверждает, что его выводы верны на все сто процентов. В своей статье он говорит лишь о "большой вероятности" того, что в оссуарии действительно когда-то хранились останки Иакова Праведного - брата Господня, как его именует христианская традиция. Большинство изучающих Библию современных ученых придерживаются гипотезы, согласно которой Иисус Христос - это не вымышленный персонаж, а реально существовавший человек. В то же время до сих пор наука не имела никаких "вещественных доказательств" этой гипотезы. Найденный оссуарий может стать первым таким доказательством. Но самое обидное, что пролежавшая в земле почти две тысячи лет уникальная урна из-за небрежности наших современников была повреждена. Оссуарий, который, может быть, является одним из величайших археологических открытий нашего времени, дал трещину во время транспортировки по морю из Израиля в Королевский Музей Торонто. При погрузке урна почему-то не была упакована в двойную деревянную тару, как обычно это делается с такими хрупкими и ценными предметами. "Теперь, когда мы знаем, как это драгоценно, происходят такие ужасные вещи", - с негодованием заявил Хершел Шанкс, редактор журнала "Библикал Аркеолоджи ревью". Глубокая диагональная трещина через надпись теперь разделяет имя "Иисус" надвое. Правда, Музей Торонто признал, что существующая трещина углубилась и появились новые, но утверждает, что в целом урна остается почти неповрежденной. Пока? |