Сэмюел Ленгхорн Клеменс, будущий Марк Твен, родился 30 ноября 1835 года в захолустной американской деревушке под громким названием Флорида (штат Миссури). Детство и равняя молодость писателя пришлись на десятилетия, непосредственно предшествовавшие Гражданской войне 1861-1865 гг. Твен вырос в краю, где еще в какой-то мере сохранялись патриархальные нравы, дарили фермерские порядки и обычаи. На этой основе и возникли те идеализированные картины жизни в долине реки Миссисипи, которых так много в "Приключениях Тома Сойера". А за всю свою жизнь Клеменс побывал почти во всех уголках Штатов: в неуютной Неваде на севере страны и в южных штатах с их чудесной природой и варварскими рабовладельческими порядками, в Нью-Йорке на атлантическом побережье и в Сан-Франциско, расположенном у вод Тихого океана. Немало времени провел Твен и за пределами США - он побывал не только в Европе и Азии, но и в Африке и в Австралии. Хотя образ жизни Сэмюела Клеменса чем-то похож на образ жизни его коллег - американских писателей (он прошел типичные для литературного мира "университеты" газетной работы - в качестве журналиста и топографа), его путь в литературу был больше, чем у других, насыщен событиями, впечатлениями, многообразными интересами. Выходец из семьи бедняка, недоучка, Сэм в дальнейшем десятки раз проделал долгий путь вверх и вниз по Миссисипи (и пассажиром в уютной каюте, и лоцманом). В молодости он участвовал в войне между Севером и рабовладельческим Югом (1861-1865), правда, недолго. Много усилий посвятил Клеменс совершенно безуспешным поискам серебра и золота в мрачных пустынях на западе США. А позднее, уже став Марком Твеном, он на протяжении долгих лет переходил из одной газеты в другую - служил и репортером и зарубежным корреспондентом, а чаще всего фельетонистом. Лишь в 1888 году Твен закончил Йельский университет в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), а затем там же получил почетный диплом доктора литературы. На одной старой карикатуре Марк Твен представлен в костюме шута. Посетители <встреч с читателями> действительно по большей части воспринимали Твена просто как комика, далеко не всегда заставляющего аудиторию серьезно задуматься над сутью своих шуток. Марк Твен начинал свой путь в литературе как мастер лихого, нередко бесшабашного юмора. Из-под пера писателя бесконечной чередой выходили смешные мистификации, пародии, гротескные зарисовки, рассказы, в основе которых были нелепо-комические ситуации. Восприняв лучшие традиции американского народного юмора середины прошлого века, Твен порождал безудержное веселье нагнетанием не только невероятных преувеличений, но и не менее уморительных преуменьшений. Он смешил сочетанием важного и ничтожного, высокого и низменного, радовал сочными остротами в простонародном, нередко грубоватом духе, разоблачением надутой серьезности, шаржами, фейерверком каламбуров. Сатирические ноты иногда возникали и в самых ранних фельетонах Твена. Но с годами такие краски в произведениях писателя все сгущались. Первая большая книга Твена, принесшая ему известность -<Простаки за границей> (1869), - представляла собою сочетание юмора и сатиры. В знаменитых <Приключениях Тома Сойера> (1876) юмор становится средством раскрытия психологии ребенка. Твен, разумеется, не был первым американским художником, который заставил юмор служить утверждению ценности людей в прелести жизни. Но присущий писателю гигантский талант юмориста-психолога и юмориста-поэта помог ему создать необычайно талантливые книги. А в произведениях последних лет его жизни было все больше сатирического смеха, который не дает пощады, смеха, который бьет прямо в цель. Рассказы, памфлеты, притчи, созданные Твеном в этот период, били произведениями борца, не утратившего ни остроты зрения, ни способности наносить сокрушительные удары. Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге <По экватору>: <Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет>. |