Северная Англия, 1971 год. Прямые улицы без единого деревца, одинаковые дома из красного кирпича. В дискотеках крутят Deep Purple и курят травку. В моде брюки клеш, длинные волосы и сексуальная революция. Раскованные семидесятые распахнули двери потрясающих возможностей для всех желающих, кроме несчастных героев этой картины. Пакистанец Джордж Хан, женившийся на англичанке, считает своих семерых детей пакистанцами, заставляет их ходить в мечеть, делать обрезание и жениться на тех, кого он найдет. Домашний тиран, он хочет, чтобы дети росли послушными хранителями восточных традиций в доброй Англии, где забыли о предрассудках, где гуляет ветер свободы. А дети чувствуют себя англичанами и хотят жить по собственному разумению. Возникающий конфликт протекает достаточно жестко, ломая втянутых в него людей, но авторы сумели разбавить историю немудреным житейским юмором, сделать ее живой и легкой для восприятия. Как пишет кинокритик Юрий Гладильщиков, главный герой фильма страдает, потому что не смог привить детям пакистанские патриархальные нравы. "Зрители этого тирана осуждают, но не хотят понимать, что он фигура трагическая. Поскольку стал первым человеком в своем роду, который (как сам полагает) не сумел выполнить миссию правильного отца-мужа". Возможно, главное, что есть в фильме Дэмиена О'Доннелла - точный контекст, не столько связанный со временем действия (1971 год, война между Пакистаном и Индией, антииммигрантские выступления некоторых политиков в Англии), сколько с культурной традицией, включая и кинематографическую. Вспоминаются и сочинения Ханифа Курейши, пакистанца по происхождению, который задал в середине 1980-х годов своеобразную моду на межнациональные социально-сексуальные комедии. Один из секретов успеха картины - ее подкупающая искренность. Картина, по сути, автобиографична, поскольку автор сценария - Аюб Хан Дин - и есть один из членов семьи Ханов, по фильму - самый младший из братьев, 12-летний Саджид, мальчик, никогда не снимающий старую куртку с глубоким капюшоном. Авторы фильма утверждают, что в нем практически нет выдуманных эпизодов. Еще один фактор успеха - актуальность темы. В Великобритании проживает огромное количество уроженцев ее некогда многочисленных колоний. И многие из них пытаются сохранить в своих общинах культуру и уклад жизни исторической родины. Возможно ли это, и если возможно, то какой ценой?.. Кинематографическая судьба ленты сложилась более чем удачно. Она полюбилась и критикам, и зрителям. В одной только Великобритании фильм собрал 17 миллионов долларов - это лучший результат для британского фильма со времен <Мужского стриптиза>. Фильм также получил награду Британской Академии кино и телевидения, приз (для режиссера-дебютанта, его впервые вручала Европейская комиссия на международном кинофестивале в Канне), премию ассоциации <Британский независимый фильм> за лучший сценарий, приз , был номинирован на приз Давида ди Донателло. На международном кинофестивале в Вальядолиде Линда Бассет получила награду как лучшая актриса, а режиссер картины Дэмиену О"Доннел - премию <Золотой гвоздь>. |