Идея имитации собственной смерти (хотя в данном фильме она скорее социальная, нежели настоящая, с похоронами и плакальщицами) довольно активно и хорошо рассматривалась первоначально в литературе, особенно в детективах, где главная жертва зачастую оказывалась и главным виновником происходящего. Этим же вопросом задается и литературные прототипы главного героя «Во всем виноват енот» - Говард Уэйкфилд в рассказе Натаниэля Готорна и современный Говард Уэкфрилд Эдгара Докороу. В российском кинематографе что-то подобное вспоминается в «Горько 2», полном псевдокомедийного безумия и размытых философствований про деградирующую страну, или же в «Быстрее, чем кролики», где персонажи представляли свою смерть и возможную реакцию близких людей на нее. Идея того, что с людьми, которых тебя разделяют сотни и сотни километров, можно быть куда ближе, чем с теми, кто живет прямо под боком, и вовсе не нова для современного массового общества.
Говард Уэкфилд сам по себе изначально – персонаж, который не должен вызывать симпатию. Эгоист, проржавевший до мозга костей из-за бездеятельности, достатка, растерявший в обывательском комфорте стремление к идеалу и созданию лучшего мира; тщеславный, глуповатый и склонный к постоянным стенаниям по отношению к несправедливости окружающего мира, равнодушии и плоскости близких людей. И, если литературные прототипы главного героя – Говард у Готорна и Говард у Доктороу – действительно вызывали отторжение, то в фильме «Во всем виноват енот» Крэнстон и Суикорд поступают безжалостно по отношению к своим зрителям, добираясь до самых потаенных уголков души каждого человека, где прячется робкий страх, что во всех своих бедах, несчастье, жалобах близких и общей серости бытия виноват прежде всего сам человек. Впрочем, картина не опускается до однобокой морали, согласно которой человек в силах бороться и побеждать систему одним своим желанием что-то изменить и измениться; этот фильм не про борьбу, но про понимание мироустройства. Того, что, став однажды Робинзоном Крузо, человеком-енотом, маргиналом на обочине общества, ты так им и останешься навсегда.
Любите ли вы Брайана Крэнстона, бывшего героя популярного сериала «Во все тяжкие» и номинированного на «Оскар» актера «Трамбо»? Нравится ли вам его голос («Во всем виноват енот» можно увидеть в России на языке оригинала с субтитрами)? Хочется ли вам увидеть, как гладко выбритый и безупречно одетый адвокат в исполнении Крэнстона постепенно превращается в бородатое и вонючее чудище в обносках? Наконец, завидовали ли вы Бену Аффлеку, когда он жил с Дженнифер Гарнер и мог каждую ночь любоваться ее телом? Если на все четыре вопроса вы ответили «да», то сценаристка «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и «Мемуаров гейши» Робин Суикорд сняла кино специально для вас. Если же нет, то «Во всем виноват енот» покажется вам слабым и нудным.
|