- Жанр: мистика, фильм ужасов
- Режиссер: Джордан Пил
- В ролях: Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд, Калеб Лэндри Джонс (II), Стивен Рут, Джон Уилмот, Джули Энн Доан, Рутерфорд Крейвенс, Джеральдина Сингер, Ричард Херд, Эрика Александр, Трей Бурвант, Джон Донохью
- Страна: США
- Год производства: 2017
- Оригинальное название: Get Out
|
Ключевая деталь, с которой стоит начать рассказ о «Прочь», состоит в том, что режиссер этого триллера Джордан Пил – чернокожий, а его жена белая, и это многое объясняет в тоне, с которым Пил ведет рассказ. С одной стороны, это безусловно остросоциальная лента, касающаяся проблем в отношениях между расами в современном обществе, но с другой – «Прочь» максимально далек от обличительного пафоса иных «расистских» драм и, более того, относится к ним с мрачноватым, но все же юмором – да, безусловно, неравенство есть, но это не совсем классовая ненависть, а скорее этакая латентная «черная зависть», которую при желании даже можно воспринять как комплимент.
Другое дело, что рейтинг одобрения в 99 процентов отнюдь не равняется высшей оценке – да, это очень обаятельный и располагающий к себе фильм, но у него есть ряд недочетов разной степени критичности. Например, ему явно много ста минут экранного времени – это фильм одного сюжетного твиста, но карты на стол Пил выкладывает довольно поздно, где-то за полчаса до финала, а в первый час в нем порядком скучноватой «воды». Во-вторых, этот самый сюжетный твист – довольно-таки фантастическая «шиза», на фоне которой недавний триллер «Не дыши» покажется шедевром приземленного реализма, так что заранее настройтесь на соответствующий лад.
Полнометражный дебют комика-афроамериканца Джордана Пила препарирует проблему расизма с юмором и жанровым мастерством: «Прочь» сочетает в себе умно придуманный и написанный триллер с социальным высказыванием. Лучше всего фильм характеризует то, что Пил не прибегает к дешевым трюкам, брезгуя как скримерами, так и плакатным обличением. Ярлык «кино про расизм» в отношении него выглядит таким же упрощением, какими страдают многочисленные правильные истории про то, что смотреть свысока на человека из-за цвета кожи - неправильно и глупо. Пилу не интересно преподавать зрителю уроки здравого смысла, он рассказывает о завуалированной нетерпимости записных либералов. Дальше - дело техники: месседж превращается в жуткий и завораживающий образ, вокруг него прокладываются тропы сюжета, где каждый сравнительно реалистичный эпизод работает на идею и атмосферу одновременно. «Прочь» напоминает недавний отечественный хоррор «Невеста» (парень-фотограф, знакомство со странными родственниками), где внятного позвоночника-послания как раз и не хватило. А без него любые мускулы оказываются довольно-таки бесполезными. В остальном лента Пила производит впечатление глотка свежего воздуха в достаточно консервативном жанре. В каком-то смысле это «Лунный свет» среди фильмов ужасов: живая (даже в дубляже) речь, органичное погружение в сегодняшний день, хорошее чувство визуального (сцена под песню-считалочку Run, rabbit, run снята одним двухминутным кадром). Не случайно сборы картины почти в сорок раз превысили бюджет (174 миллиона против 4,5), а среди его ярых поклонников ходит хип-хоп исполнитель Chanse the rapper. «Прочь» лишний раз подтверждает, что хорошая жанровая история крепко стоит на земле и внимательно смотрит на мир вокруг. Если кажется, что заряд колумнистики тут конъюнктурный и лишний, стоит перекреститься и посмотреть еще раз.
|