Завод, на котором работает Жак, внезапно закрывается, что выливается в массовое увольнение всех сотрудников. Найти новую работу оказывается не так уж просто, поэтому от героя уходит девушка. Долги, одиночество, отсутствие денег – и вот, Жак уже готов пойти на что угодно. Даже убийство. Сам-то он вряд ли бы решился на это, но один местный авторитет предлагает Жаку пистолет и просит избавить его от гулящей жены. Всего один выстрел – и герой сможет оплатить все долги, да ещё и заработать. Прекрасно справившись с заданием, он входит во вкус и становится настоящим наёмным убийцей.
Как ни странно, но главный герой практически не вызывает сочувствия, всё-таки уж слишком много снято историй, где люди оказывались в куда более печальных и безвыходных ситуациях. Зато, казалось бы, служащие лишь фоном второстепенные герои очень выразительно иллюстрируют реальность фильма, вводя в повествование главного злодея – экономический кризис. Здесь ни у кого даже мысли не возникает найти работу, приносящую удовольствие, лишь бы кормила и позволяла платить ипотеку – и то хорошо. Но не пугайтесь, проблема тут показана совсем не в мрачных тонах, а, наоборот, в шутливых, и потому тут всё зависит от вашего типа мышления. Спасают от зевоты или ухода из зала лишь до безобразия редкие появления в кадре героя Мишеля Блана, нечасто играющего злодеев. Его Гардо чем-то неуловимо напоминает не то героя Роберта Де Ниро в «Анализируй это», не то персонажа Джеймса Гандольфини в «Клане Сопрано», такой же непредсказуемый, взбалмошный и в то же время обаятельный. Именно от него исходит юмор, которого так не хватает остальным, именно этот герой предпринимает шаги, которых никто не ждет. В конце концов именно Гардо – начало и конец этой странной истории. Остальным уготована роль столбиков и бревнышек – даже очаровательная Алис Белаиди в «Киллере поневоле» выглядит бледнее собственной тени. Так устроена наша психика, что в последних словах, в последних поступках и действиях внезапно покинувшего этот мир человека мы ищем какое-то откровение, высший знак, смысл всего сущего, главную мысль, подытоживающую жизненный путь. Увы, откровения случаются реже, чем нам хотелось бы: смерть оказывается банальной, последние слова пусты и бессмысленны, а последняя выполненная работа оказывается никаким не поводом для гордости, а серой посредственностью. Французский постановщик Паскаль Шомель скончался в возрасте 54 лет, занимаясь монтажом и постпродакшеном фильма «Киллер поневоле», так что фильм вполне можно считать «последней волей» автора, верной на 99%. И, еще раз увы, картина эта ничем не примечательна, помнить Шомеля точно будут не за нее.
|