- Жанр: драма, спортивный фильм
- Режиссер: Юрий Лейзеров
- В ролях: Антон Сёмкин, Артур Сопельник, Константин Белошапка, Иван Дементьев, Александр Касаткин (II), Кирилл Ермичев, Екатерина Шмакова, Мария Сигал, Вадим Ракитин, Иван Лапин, Григорий Маров, Екатерина Соломатина, Сергей Галахов, Татьяна Ермилова, Иван Колеснико
- Страна: Россия
- Год производства: 2016
|
К несчастью для борьбы за признание армянского геноцида, «Обещание» – это не более чем отражение на экране тех страшных событий. В художественном плане фильм не поднимается выше «документалистики с актерами», которую часто снимают создатели образовательного кино. Микаэл и Ана – лишь привлекательные представители своего народа, на примере которых показана армянская трагедия. Это не интересные персонажи с захватывающими личными историями. Даже любовный квадрат, который складывается на экране, вписан в сценарий для проформы. Он не имеет особого сюжетного значения и не получает существенного развития, поскольку героям банально не до этого. А все мы знаем, что для успеха кино нужна личная история, даже если речь идет о гибели миллионов людей. Вспомним, как устроены «Список Шиндлера», «Пианист» и другие известные ленты о холокосте.
В отличие от холокоста, который отрицают только тайные и явные нацисты, армянский геноцид до сих пор остается камнем политического преткновения. Турция продолжает настаивать, что намеренно не уничтожала армян, и ее правительству очень не нравится, когда армянский геноцид признают другие страны. Поэтому, например, США до сих пор официально не признали это преступление против человечества, хотя несколько американских президентов обещали это сделать. Союзнические отношения с членом НАТО всякий раз оказываются важнее, чем исторические факты и постоянное давление армянского лобби. Фильм Терри Джорджа обвиняют в отсутствии фактурной личной истории, эксплуатации болезненной темы и общем несоответствие драматическим «холокостовскими» стандартам. Их можно было бы считать справедливыми, если бы картина претендовала на соответствие каким-то из этих пунктов. Главные герои здесь лишь проводники в конфликт, гораздо более масштабный, чем проблема любовного треугольника и профессиональной самореализации. Микаэль это не знаменитый медик, переживший гонения, а любой армянин, также как и все, потерявший свои корни и переживший духовное унижение. Так что странно было бы ждать невероятных перипетий и сказочных сюжетов, геройских подвигов и прочего жанрового глянца. «Обещание» не первый в своём роде – дорогу уже проложили «Шрам», «1915», «Арарат» и множество других картин. Но, наверное, об этом необходимо говорить всегда, даже если кажется, что все истории уже рассказаны. Как и о холокосте. И это не эмоциональный шантаж, монетизирующий страдания и слёзы, а некая социальная, общечеловеческая ответственность – памяти без времени.
|