Марлен Дитрих: Имени достаточно. Оно как пароль. Режиссер Джозеф фон Штернберг, в начале их совместной работы, обещал Дитрих, что ее имя прославится на весь мир. На самом деле оно озарило своим сиянием весь ХХ век. Марлен - сокращение полного имени Марии Магдалены. Марлен - это еще нелегкий путь на вершину славы, который проделала мало кому известная немецкая артистка, ко времени своего блестящего старта в <Голубом ангеле> принимавшая участие не в одном десятке проходных фильмов и театральных постановок, легкомысленных, порой скандально-вызывающих эстрадных ревю и рекламах одежды и нижнего белья. Роль роковой соблазнительницы, певички кабаре Лолы в <Голубом ангеле> Джозефа фон Штернберга, сыгранная Марлен Дитрих с покоряющей смелостью и свободой, принесла актрисе мировую известность и явилась пропуском в Голливуд, кузницу мифов и имен. Там она стала подлинной Марлен Дитрих - самым прекрасным воплощением могущества, культурным достоянием, принадлежащим всем. Магию этого имени, силу его человеческого и женского обаяния, испытали на себе многие великие люди, любившие ее и ею любимые - Жан Габен, Пикассо, Жан Кокто, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй. Запечатленное на сотнях фотографий, лицо Марлен Дитрих не перестает восхищать совершенством. Не просто красивое лицо, готовое к штамповке. Лицо великой актрисы, выполняющей свою художественную миссию. Многие знаменитые фотографии Дитрих сделаны в паузах между съемками, когда актриса уже отыграла сцену, но еще не вышла из образа, уже не героиня, но еще не актриса без грима. На них - французская шансонетка Эмма Жоли в безукоризненно сидящем на ней мужском фраке и цилиндре (<Марокко>, 1930, первый голливудский фильм Марлен Дитрих), австрийская шпионка - Агент Х.27, - из-за любви ставшая предательницей (<Обесчещенная>, 1931), шанхайская лилия, романтическая пассажирка из <Шанхайского экспресса> (1932)... Персонажи из фильмов открывшего актрису Штернберга и героини многочисленных фильмов других режиссеров. О том, что фотографии сделаны на съемочной площадке, говорят грим и костюмы, да и присутствие на некоторых снимках осветителей и аппаратуры не скрывается: это лишь придает им реальности. Но какое великолепное лицо! Его можно только сотворить. Не для фильма. Для Вечности. Значительность и благородство чувственной красоты на постановочном фотопортрете так велики, что никому и в голову не придет отождествить лицо на нем с кинообразом, чаще всего далеким от совершенства. Оно как будто уже и не имеет отношения ко всем этим шикарным обольстительницам, авантюристкам, кокоткам во множестве фильмов, сыгранных у Джозефа фон Штернберга, Эрнста Любича (<Ангел>,1937), Рене Клера (<Пламя нового Орлеана>, 1941) Альфреда Хичкока (<Боязнь сцены>, 1950). Не имеет отношения ни к фильму, ни к режиссеру и съемочной группе, только что трудившейся над его созданием, а становится собственностью самой актрисы, выражением ее волнующей звездной сути. Божественное Лицо, сотворенное трудом, волей, талантом и человеческой страстью. Она никогда не давала о себе забыть. Когда не снималась, пела песни своим знаменитым волнующим хрипловатым голосом. Во время войны голос Марлен звучал по всему миру и доходил до сердца каждого солдата, воюющего против фашизма. Роль отважной женщины-антифашистки и певицы-патриотки, выступающей перед солдатами в перерывах между боями и, не раз, под пулями, только добавила славы к ее звездному имени, а пилотка и сапоги в глазах слушателей и зрителей шли ей не меньше, чем перья и блестки. Позднее, ее военный опыт поможет в работе над образом жены нацистского генерала в публицистическом фильме Стенли Крамера <Нюрнбергский процесс> (1961) и при чтении дикторского текста в обличающем нацизм документальном фильме <Черный лис> (1962). Голос делал божественный образ Марлен ближе и понятнее, ничуть не мешая жить ее кинематографической легенде. Просто эта легенда обрела еще один важный сюжет и смысл: Марлен - бесстрашный ангел, живущий среди людей. |