Георгий Данелия снял настоящую городскую сказку. Серия анекдотов из жизни трех молодых людей: двух москвичей и командировочного из Сибири, - становится гирляндой забавных приключений, объединенных нехитрым и как бы необязательным сюжетом. Один (Евгений Стеблов) перед отправкой в армию хочет жениться, но все никак не может помириться с любимой девушкой. Другой, юный метростроевец, - этакий наш общий друг (Никита Михалков) - всем готов помочь, но сам безнадежно влюбляется. Третий (Алексей Локтев) привозит известному писателю свою рукопись и ждет суда, но тоже влюбляется в московскую девушку. Ее сыграла Галина Польских. Все они молоды, поэтому молодость становится своего рода эмблемой фильма. Все они инфантильны, потому склонны к розыгрышам, к участию в приключениях, к наивным выяснениям отношений, к детским обидам. Можно сопроводить приятеля в дом к писателю и выслушать отповедь полотера (Владимир Басов), требующего от пишущих правды жизни. Можно загипнотизировать прохожего (Ролан Быков) и оказаться в милиции. Можно уговорить случайно встреченную женщину (Ирина Скобцева) позвонить твоей маме и объяснить нечаянное отсутствие. Можно, наконец, задержать преступника, укачав его на карусели. Можно попробовать уговорить любимую девушку уехать с тобой в Сибирь. В этом мире - мире фильма - все легко и все должно обязательно закончиться благополучно. Потому что это твой мир, твой город, твоя страна. Образ Москвы занимает в фильме особое место. Оператор-постановщик Вадим Юсов в соответствии с режиссерским проектом создает портрет города - реального и сказочного одновременно, увиденный глазами влюбленного, глазами художника. Улицы и площади, дворы и парки узнаваемы, но в то же время - опоэтизированы, прекрасны. Музыка Андрея Петрова, то лирическая, то пародийно-шутливая, мелодичная и изящная, вносит в общий строй интонацию радостного ожидания счастья. Песенка <А я иду, шагаю по Москве> на слова сценариста фильма Геннадия Шпаликова, непритязательная, легко запоминающаяся, которую напевал герой Никиты Михалкова, как бы суммировала основное настроение фильма, которое передавалось и зрителям. Напомнив о традициях русской музыкальной комедии, Георгий Данелия возродил элементы этого жанра и предложил модель, ставшую затем чрезвычайно популярной. Впоследствии Данелия снял еще множество картин, с восторгом принятых аудиторией: "Тридцать три" (1966), "Не горюй!" (1969), "Афоня" (1975), "Мимино" (1978), "Осенний марафон" (1979). В 1980-1990-х годах Данелия снял такие знаковые ленты, как драма "Слезы капали" (1982), культовая фантастическая комедия "Кин-дза-дза" (1986), лирическая трагикомедия "Паспорт" (1990), комедии "Настя" (1993), "Орел и решка" (Специальный приз российского конкурса Кинотавр-96), "Фортуна" (2000). Кроме того, Георгий Данелия является автором или соавтором большинства сценариев своих фильмов. Фильм <Я шагаю по Москве> был удостоен премии Всесоюзного фестиваля за операторскую работу и особого упоминания среди лент молодых режиссеров, представленных на Каннском фестивале в 1964 году. |