Этот фильм уже окрестили <классикой нового российского кино>, хотя режиссер Петр Тодоровский снял его в 1989 году, когда термин <российское> еще не был запущен в обиход, поскольку СССР продолжал существовать и до его распада оставалось целых два года. Учитывая, что, несмотря на всевозможные <перестройки> и <гласности>, идеалы и моральные ценности, прививаемые рядовому советскому гражданину десятилетиями, продолжали торжествовать, появление такого фильма, как <Интердевочка>, можно рассматривать как прорыв. И прорыв даже не в кинематографическом плане, а скорее в идеологическом. Многие в свое время поспешили обвинить создателей картины в пропаганде того образа жизни, который ведут <ночные бабочки>. Дескать, и работать им особенно не приходится (хотя в картине <работа> проституток показана как раз с весьма неприглядной стороны), и деньги они имеют куда большие, чем <рядовые труженики>... Признаться, картина, действительно, вызывает двоякое ощущение. С одной стороны великолепная игра актеров - Елены Яковлевой, Любови Полищук, Ирины Розановой, Ингеборги Дапкунайте; с другой возникает вопрос: а зачем нужен этот фильм? Но этот вопрос, по всей видимости, наследие как раз тех <застойных> времен, когда в каждом фильме пытались найти идеологическую подоплеку, рациональное зерно, забывая, что кинематограф - это искусство, и что он может существовать сам по себе, не будучи привязан к решению насущных проблем. Складывается такое впечатление, что авторы фильма сами не знали, с какой стороны им показывать жизнь путан. То ли воспеть их нелегкий труд, который многие считают просто синекурой, то ли пожалеть их. Но сколько ни пересматривай фильм, там не найдешь ни тени осуждения тех, кто, по своей ли воле, или по воли обстоятельств, пошел на панель. Авторы фильма грамотно избежали нагромождения постельных сцен, которыми, учитывая специфику сюжета, можно было бы заполнить половину картины, и сосредоточили внимание на социальном, личностном аспекте этого неоднозначного явления. Трагедия главной героини, несмотря на всю специфику существования проституток в СССР, на самом деле не была чем-то специфическим, присущим исключительно нашему обществу. Точно такая же история могла произойти в любой стране, даже самой благополучной. Другое дело, что ханжеская советская мораль заставляла обывателя презирать и ненавидеть их всех, а авторы фильма смогли разглядеть человеческое в их жизни. Фильм <Интердевочка> в свое время наделал много шума, но надо признать, что за гневными выступлениями поборников суровой советской морали публика смогла разглядеть несомненные художественные достоинства картины. Не остались в стороне и профессиональные кинокритики: Елена Яковлева получила награду <Ника>, приз кинофестиваля <Созвездие> и специальный приз жюри кинофестиваля в Токио за лучшую женскую роль. |