Машина на пустынном шоссе, одиноко стоящий дом, никаких признаков жизни вокруг: с этих кадров начинается фильм, и они звучат прелюдией к появлению женщины, для которой этот дом мог бы стать убежищем. В богатую семью Лельевров приходит молодая женщина: она хочет наняться в домработницы. У Софи (Сандрин Боннэр) прекрасные рекомендации, и хотя уже при собеседовании хозяйке дома Катрин Лельевр (Жаклин Биссет) что-то в поведении женщины показалось необычным, Софи берут на работу. Первое впечатление от встречи не обмануло Катрин: служанка действительно ведет себя странно. На любые вопросы Софи машинально отвечает <не знаю>, не желая поддерживать беседу. Она категорически отказывается смахивать пыль с книг в кабинете, хотя содержит дом в идеальной чистоте. Она не признает посудомоечную машину и моет посуду вручную. Под предлогом плохого зрения Софи отказывается от уроков вождения, хотя Катрин нужно, чтобы она могла ездить по хозяйственным делам на машине. Хозяин дома, Жорж Лельевр (Жан-Пьер Кассель) посылает Софи проверить зрение, но женщина уклоняется от визита к врачу, а вместо этого блуждает по городу. Однажды ей оставляют на кухонном столе записку, и это оказывается для нее неразрешимой проблемой... Единственным человеком, с которым Софи вступает в контакт, стала почтовая служащая Жанна (Изабель Юпер). Эта эксцентричная особа расположила к себе Софи. Подруг объединила внутренняя жестокость, которой трудно дать рациональное объяснение, но которая быстро находит выход... Клод Шаброль создал типично французский по духу фильм о преступлении и наказании, поставив во главу угла тему одиночества и самоизоляции от общества. Картина Шаброля - это элегантное и трагическое повествование о женщине, чья внутренняя незащищенность привела к отчаянию и саморазрушению. Фильм получил премию Цезаря в 1996 году: Изабель Юпер была отмечена в номинации <лучшая актриса>. На Цезаря номинировались также Сандрин Боннэр, Клод Шаброль, Жан-Пьер Кассель и Жаклин Биссет. Клод Шаброль родился в 1930 году в Париже. Обучался в Сорбонне, где изучал фармакологию и литературу. По свидетельствам коллег, все свободное время Шаброль посвящал чтению детективных романов. Карьера Шаброля началась в 50-х годах с критических статей о кино. Но уже в начале 60-х он становится одним из ключевых режиссеров <новой волны>. Первая его лента, <Красавчик Серж> 1958), стала манифестом нового кинодвижения: этот малобюджетный и некоммерческий фильм, остро критикующий буржуазную действительность, вызвал большой интерес, как и следующая картина <Кузены> (1959). В обоих фильмах проявились черты дальнейшей творческой манеры режиссера - острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции. Всю жизнь Шаброль является приверженцем <черного детектива>, но были у него картины и других жанров. Особенно ярким в его творчестве был период конца 60-х - начала 70-х годов: <Неверная жена> (1969), <Пусть умрет зверь> (1979), <Мясник> (1977), <Разрыв> (1970), <Кровавая свадьба> (1973). В 1975 году, пытаясь сохранить прежнюю творческую манеру, Шаброль продолжал снимать черные детективы: <Инспектор Лаварден> (1986), <Маски> (1987), <Крик совы> (1992) и экранизировать громкие судебные процессы прошлого (<Виолетта Нозьер>, 1978, <Женское дело>, 1988), классическую литературу (<Мадам Бовари>, 1991, по Флоберу) или фольклорную прозу (<Конь гордыни>, 1979, по Пьеру Элиасу). Из поздних работ режиссера, кроме <Церемонии>, достойны упоминания <Тихие дни в Клиши> (1990, по Генри Миллеру), а также самый последний и одновременно самый удачный фильмов Шаброля <Ставки сделаны>. |