<Слава> может показаться зарисовкой с натуры, добросовестным воспроизведением забот и проблем студентов - будущих <звезд> или безвестных исполнителей, но полностью посвятивших себя искусству. Но если приглядеться внимательнее, вслушаться в музыку Майкла Гора (премия <Оскар>), песни, сочиненные им с Дином Питчфордом (еще один <Оскар>), войти в стихию ленты, почувствовать ее дыхание, то за внешним правдоподобием увидишь лукавую фантазию о славе - неуловимой и непредсказуемой. Праздник искусства, радость творчества, сладкий привкус вдохновения, очарование импровизаций, ощущение счастья, охватывающее в тот момент, когда что-то получается, - все это дается в награду за упорный труд. И бравурный финал с выплескивающимся на улицы Нью-Йорка весельем, карнавалом актеров, музыкально-танцевальным <хэппенингом>, сливающимся с городской жизнью, - лишь аванс славы, которая, конечно, будет не у каждого из них. Алан Паркер родился 14 февраля 1944 года в Лондоне. Из рекламного бюро пришел на телевидение, где также занимался рекламой. С 1969 по 1978 годы Паркер создает более 500 телевизионных рекламных роликов. В 1973 году он пишет свой первый сценарий и снимает по нему пятилесятиминутный фильм, который покупает Би-Би-Си. Работы для телевидения привлекли к Алану Паркеру внимание деятелей кинобизнеса, и в 1976 году режиссер, вместе с продюсером Дэвидом Путнамом, ставит свой дебютный фильм <Багси Мэлоун> - стилизацию под гангстерский фильм с актерами-детьми и стреляющими кремом автоматами. Следующая картина <Полуночный экспресс> (1978) о страданиях молодого американского случайного наркокурьера в турецкой тюрьме своим полускандальным успехом выдвинула молодого режиссера в первые ряды англо-американской режиссуры. В дальнейшем Паркер проявил себя прежде всего как профессионал, снимая фильмы в самых разнообразных жанрах - от мюзикла (<Слава>, 1980) до семейной драмы (<Иди на обман>, 1982). <Пинк Флойд: Стена> (1982) - оригинальный фильм-видеоклип по альбому рок-группы <Пинк Флойд>. <Птаха> (1985, Большой специальный приз жюри МКФ в Канне) -философская драма о ветеране вьетнамской войны, в результате посттравматического шока вообразившем себя птицей. Большую критическую волну поднял мистико-сатанинский триллер Паркера <Сердце Ангела> (1987), где частный детектив пытается расследовать накладывающиеся одно на другое кровавые преступления. Фильм, снятый европейским режиссером в Америке, оказался слишком двусмысленным для массовой американской публики, и уже следующую свою работу, фильм <Миссисипи в огне> (1988), Алан Паркер строит в рамках <политической корректности>, посвящая ее борьбе негров за гражданские права в начале 60-х годов. Здесь, впрочем, также возникает нравственная дилемма, ибо из двух агентов ФБР, расследующих расистское убийство, один, действующий строго в рамках закона, не может ничего добиться, в то время как другой, выходя за них, успешно карает зло. <Дорога в Веллвил> (1994) - сатира на американское увлечение постоянным оздоровлением. Следующий фильм Алана Паркера - вновь мюзикл: экранизация знаменитой <Эвиты> Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса о бедной девушке Эве Дуарте (ее роль исполнила поп-певица Мадонна), ставшей впоследствии женой президента Аргентины Хуана Перона. В 1999 году Паркер ставит картину <Прах Анжелы> по автобиографическому роману Фрэнка МакКорта. Так же, как и в <Эвите>, и в <Миссисипи в огне>, здесь для Паркера очень важно повествовательное начало: он долго и с мельчайшими подробностями рассказывает зрителю историю своих героев. А в прошлом году Алан Паркер закончил работу над триллером <Жизнь Дэвида Гейла> о профессоре из Техаса, который всю жизнь боролся против применения смертной казни и в конце концов сам был приговорен к смерти за изнасилование и убийство. |