Лицо Михаила Кокшенова знакомо, наверное, всем, кто смотрел больше трех советских и российских фильмов последних лет. Дело в том, что Кокшенов - один из самых снимаемых актеров начиная с 1970-х годов: на его счету более 100 ролей. Михаил Михайлович Кокшенов, заслуженный артист РСФСР, родился 16 сентября 1936 года в Москве. В 1963 году окончил театральное училище им. Б. Щукина, затем работал в нескольких московских театрах, а с 1974 года - в Театре-студии киноактера. Первой картиной, где сразу по окончании Щукинского училища снялся Кокшенов, была драма Алексея Салтыкова по сценарию Юрия Нагибина <Председатель>. Уже через год он сыграл в полудокументальной ленте Михаила Швейцера и Софьи Милькиной <Время, вперед!>. Среди ролей Кокшенова конца 1960-х - начала 1970-х годов преобладали работы в драматических картинах, военных фильмах, детективах: <В огне брода нет> Глеба Панфилова (1967), <Женя, Женечка и Катюша> Владимира Мотыля (1967), <Хозяин тайги> (1968), <Русское поле> (1971), трилогия <Дума о Ковпаке> (1973-1976), телесериалы <Вечный зов> (1973-1983) и <Маленькие трагедии> (1979). Снимался Кокшенов и в музыкальных фильмах: <Сказ про то, как царь Петр арапа женил> Алескандра Митты (1976), <31 июня> Леонида Квинихидзе (1978). Затем, очевидно, оценив достаточно колоритные внешные данные актера, режиссеры стали приглашать Михаила Кокшенова на комедийные роли. В 1975 году он сыграл в комедии Леонида Гайдая <Не может быть!> по рассказам Михаила Зощенко. У Гайдая Кокшенов снимался еще несколько раз: в <Спортлото-82> и в последних фильмах мастера эксцентрической комедии <Частный детектив, или операция "Кооперация"> (1989) и <На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди> (1992). На счету Кокшенова есть и работа у другого мэтра отечественной комедии: в 1979 он снялся в эпизодической роли в рязановском <Гараже>. В последнее время Кокшенов снимается у Анатолия Эйрамджана, сотрудничество с которым началось еще с картины 1983 года <Витя Глушаков - друг апачей>: это комедийные ленты <Новый Одеон> (1992), <Третий не лишний> (1994), <Импотент> (1996), <Примадонна Мэри> (1998), <Ультиматум> (1999). А в 1993 году Михаилу Кокшенову стали тесны рамки актерской профессии, и он снял свой собственный фильм, где выступил сразу в качестве актера, продюсера и режиссера. Сюжет <Русского бизнеса> очень типичен для первых постсоветских комедий. Гуляя по Арбату в раздумьях о том, как бы заработать денег, один прохиндей (его играет сам Михаил Кокшенов) встречает другого (Семен Фарада), торгующего соответствующими идеями. Медведь, танцующий за деньги под управлением алкоголика дяди Васи (одна из последних ролей Савелия Крамарова), наводит бизнесменов на мысль устроить "Русское сафари". Ну а так как медведь всего лишь один, использовать его придется многократно. Так и завертелся <русский бизнес>: появляется "офис", зарубежные охотники с набитыми валютой карманами, "охотничий домик" и даже "егерь" тетя Катя (Наталья Крачковская). Ну а чтобы кто-нибудь из стрелков в самом деле не завалил престарелого мишку, в соответствии с "особенностями национальной охоты" иностранных гостей до умопомрачения поят водкой в бане пансионата для ветеранов. Удовлетворенный успехом <Русского бизнеса>, Кокшенов снял два фильма-продолжения. Вторая лента трилогии, <Русское чудо> (1994), продолжает рассказ о похождениях знакомых героев. Теперь Иван и Эй попадают в Америку, где намереваются одурачить доверчивых американцев. Но американцами, к несчастью героев, оказываются их соотечественники-эмигранты: В том же году был снят третий фильм трилогии, <Русский счет>. В уголовный розыск приморского города приходит сообщение о прибытии двух бандитов по кличке Шкаф и Штопор. Но одновременно сюда же прибывают двое провинциалов, похожих на бандитов как две капли воды. Далее следуют погони, похищения, драки на суше, на воде и под водой... Авторы сценария всех трех фильмов - Аркадий Инин и Леонид Треер. |