Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название "фанк". Его особенно полюбили джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза, от тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, к эмоциональной музыке негритянских гетто больших городов. Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэки, бессменный руководитель ансамбля "Jazz Messagers". На жаргоне обитателей черных гетто <фанк> - запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Называя так свою музыку, ее исполнители как бы подчеркивали свою принадлежность к социальным низам и независимость от эстетики истэблишмента. В этом термине - и некоторая ирония, и горечь, и намек на особую сексуальность данной музыки. Начиная с 1967 года термин "фанк" занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, энергетике исполнения. Появилась мода по-новому называть песни - "Funky Brodway", "Funky Street", "Funky Wolk": В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа "Slay and Family Stone", которой руководил Слай Стоун. Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон, создавший несколько коллективов: "Parlament", "Funkadelic", "Funkenshtain". Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк. Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун, уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права негров США, с появлением движения "Black Power" и активизацией агрессивных организаций "Черные мусульмане" и "Черные пантеры". Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как "Sex Machine Today", "Body Hit". Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму - фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы. Именно джазовые музыканты, как черные, так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить барабанщиков Билли Кобэма и Стива Гэдда, басистов Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса, саксофонистов - Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна, композиторов и аранжировщиков Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса и, конечно, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса. Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле. Время постепенно стирало границы между белой рок-музыкой и черным фанком. Новые поколения молодежи начала 80-х годов, особенно в европейских странах, где нет расовых проблем, начали принимать белый фанк за современный рок. Фанк стал музыкой, требующей и от исполнителей и от слушателей огромного нервного напряжения, большой отдачи энергии. Когда первая волна увлечения этим стилем несколько спала, выяснилось, что очень немногие могут считать себя истинными фанкменами. Массовый потребитель хотел чего-нибудь более простого и спокойного. И вот в середине 70-х годов появилась музыка "диско", которую породил не рок, а именно фанк, причем не как свое продолжение, а скорее как свой антипод, имеющий лишь внешнее сходство с первоисточником. |