<Андрей Рублев> - огромный кинематографический цикл о жизни и деяниях художника, которые способны преобразить мир в гармонию. Можно считать этот фильм первым самостоятельным замыслом молодого режиссера: заявка на сценарий была подана еще в 1961 году. В конце 1966-го года картина была впервые показана кинематографической общественности Москвы и произвела ошеломляющее впечатление. Такой живой, сложной, многофигурной панорамы древнерусской жизни на наших экранах никогда не было. Вот что говорил о фильме сам Тарковский: <Дело происходит в XV веке, и мучительно трудным оказалось представить себе, "как там все было". Приходилось опираться на любые возможные источники: на архитектуру, на словесные памятники, на иконографию. Если бы мы пошли по пути воссоздания живописной традиции, живописного мира тех времен, то возникла бы стилизованная и условная древнерусская действительность... Одна из целей нашей работы заключалась в том, чтобы восстановить реальный мир XV века для современного зрителя, то есть представить этот мир таким, чтобы зритель не ощущал "памятниковой" музейной экзотики... Для того чтобы добиться правды прямого наблюдения - правды, если можно так сказать, "физиологической", - приходилось идти на отступления от правды археологической и этнографической>. Историческая концепция авторов сразу вызвала споры. Трагедийность и жесткость авторского взгляда многим показалась неоправданной: XV век ведь принято было рассматривать под углом зрения расцвета русской культуры. О самом Андрее Рублеве до сих пор мало что известно: скудные сведения, легенды и научные гипотезы не складываются в узор личной судьбы. Это могло бы дать его биографам свободу домысла. Но двух тезок Рублева - Андрея Тарковского и соавтора сценария фильма Андрея Михалкова-Кончаловского - занимало не это. <Биография Рублева - сплошная загадка, - писали они в заявке на сценарий, - мы не хотим разгадывать тайну его судьбы. Мы хотим глазами поэта увидеть то прекрасное и трудное время, когда становился и креп, расправляя плечи, великий русский народ>. В широкий прокат картина, первоначально имевшая название <Страсти по Андрею>, вышла в 1971 году. Главную роль исполнил Анатолий Солоницын. В фильме также снимались Ролан Быков, Юрий Никулин, Николай Бурляев, Николай Гринько. Сейчас уже вряд ли кому придет в голову спорить, что <Андрей Рублев> - классика даже внутри <кинематографа Тарковского>. Андрей Тарковский, величайший русский режиссер, родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 годах он учился в Московском институте востоковедения, потом работал во ВНИИ цветных металлов и золота, в геологических партиях. В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка "Каток и скрипка", на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Мировую известность Тарковскому принесла первая его полнометражная работа - картина <Иваново детство>, удостоенная многих престижных кинематографических премий, в том числе и <Золотого льва святого Марка> Венецианского фестиваля. Кроме <Андрея Рублева>, который был включен в число сотни лучших фильмов в истории кино, Тарковский снял две ленты по фантастическим произведениям - <Солярис> и <Сталкер>, а также автобиографическую картину "Зеркало". В 1982 году Тарковский эмигрировал в Италию, где поставил фильмы <Ностальгия> и <Жертвоприношение>. Умер Андрей Тарковский 29 декабря 1989 года, похоронен в Париже. |