Анатолий Алексеевич Солоницын родился 30 августа 1934 года в городе Богородске Горьковской области. Отец, ответственный секретарь газеты <Горьковская правда>, называл мальчика Отто в честь руководителя полярной экспедиции Отто Юльевича Шмидта. Однако с началом войны немецкое имя стало восприниматься как вражеское, и Отто стал Анатолием. В ГИТИС Солоницын поступил только с третьего раза. В своих письмах он комментировал это так: "Как печать проклятия, лежит на мне трудность жизни". После окончания в 1960-м году студии при Свердловском драматическом театре Анатолий остался служить в этом театре. Но ему доставались лишь эпизодические роли - Четверг в <Белоснежке>, Лапченко в <Иркутской истории>. Однако вскоре произошло событие, перевернувшее его жизнь. Когда в 1962 году в журнале "Искусство кино" напечатали сценарий фильма <Андрей Рублев>, Анатолий так захотел сыграть главного героя, что отправился в Москву, взяв отпуск в театре. Претендентов на главную роль было достаточно, и уже был утвержден артист Любшин. Сам Михаил Ромм убеждал Тарковского отказаться от Солоницына... Однако Тарковский, увидев его, взял фотографии двух десятков актеров, снимавшихся в пробах к <Рублеву>, и отправился к историкам и реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству. Разложив на столе все фотографии, он спросил: "Какое лицо могло быть лицом Рублева?" И все историки показали на Солоницына. Тарковскому пришлось не на одном художественном совете отстаивать кандидатуру никому не известного артиста. И режиссер не ошибся. "Андрей Арсеньевич был человеком, требующим абсолютного к себе доверия, беспрекословного подчинения, - рассказывает дочь актера, киновед Лариса Солоницына. - А отец как раз считал: высшей актерской доблестью должно стать точное выполнение замысла режиссера. Они идеально совпали по своим внутренним позициям". Роль Рублева принесла Солоницыну всемирную известность. После <Андрея Рублева> стало ясно, насколько удачен тандем Тарковский-Солоницын. Следующий фильм - <Солярис> - только подтвердил это. Продолжением работы с Тарковским стал фильм "Сталкер", о котором актер говорил, что "в <Сталкере> охоту за человеком ведет совесть". Мария Чугунова, ассистент режиссера на фильмах <Солярис>, <Зеркало> и <Сталкер>, рассказывает, что у Тарковского и Солоницына были необыкновенные отношения. "Он даже заболел тем же самым. У Толи Солоницына были очень больные легкие. Андрей Арсеньевич в детстве перенес туберкулез. Толя заболел на <Сталкере>, Андрей Арсеньевич, наверное, в 1976 году - так шведы ему сказали". Тарковский не мыслил свои картины без Солоницына, и если роли не было, то она придумывалась специально (может быть, так было в <Зеркале>, где Солоницын сыграл эпизодическую роль врача в самом начале). Солоницын блистательно исоплнил роль Рыбника в дилогии <Легенда о Тиле> (1976) режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова. Он снимался у Никиты Михалкова (<"Свой среди чужих, чужой среди своих>, 1974), сыграл одну из лучших ролей в фильме <Восхождение> Ларисы Шепитько. Портнов в <Восхождении> и Петушков в <Проверке на дорогах>, Писатель в <Сталкере> и Костик в фильме <Поворот> - какие разные образы, какие разные характеры! А для телепостановки <Идиота> (правда, тогда так и не состоявшейся) Тарковскому потребовалось ввести в кадр рассказчика - самого Достоевского. И Солоницын думал даже сделать пластическую операцию, чтобы стать похожим на писателя. Режиссер ужаснулся: "С ума сошел, ты же тогда больше играть не сможешь, с лицом-то Федора Михайловича!" Но Солоницын ответил: "Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть?" |