Многие зрители первого ковбойского фильма <Закусочная в Криппл-Крик>, вышедшего в 1898 году, еще помнили покорение Дикого Запада. В фильмах тех лет часто фигурировали реальные персонажи - знаменитые шерифы и ковбои. Первым же настоящим вестерном считается <Большое ограбление поезда>, снятый в 1903 году. В этой картине сыграл Дж. У. Андерсон - первоя ковбойская кинозвезда. Жанр вестерна быстро набирался респектабельности и привлекал ведущих режиссеров (например, Д.У. Гриффита, создавшего фильм <Битва в Элдербрашском ущелье> (1913). Существенный вклад в развитие жанра сделал Томас Инс ( <Узкая тропа> (1917), - создатель множества классических персонажей и сюжетов. Характерно, что первым высокобюджетным фильмом немого кино стал также вестерн - фильм Джеймса Круза <Крытый фургон> (1923). В двадцатые годы в этом жанре начал работать Джон Форд. Фильм <Железный конь> (1924) сделал его известным. Премию Оскар за лучшую картину 1931 года получил первый звуковой вестерн <Симаррон>. Кстати, до 1990 года это был единственный вестерн, удостоенный такой награды. Вестерн -консервативный жанр. В начале 1920-х годов режиссеры строго придерживались отработанной формулы успеха. Звезды вестерна тех лет - Хут Гибсон, Брончо Билли Андерсон, Тим МакКой, Кен Мейнард и Уильям С. Харт. 30-е годы внесли нечто новое в развитие жанра. Тогда снимались короткие лирические вестерны без насилия, названные <фильмы поющих ковбоев>. Теперь от актеров, кроме умения обращаться с оружием, требовалось проявить комедийные и певческие таланты. Джин Отри был самым высокооплачиваемой звездой вестерна тех лет, а Рой Роджерс получил известность как <король ковбоев>. В 40-е годы появился первый вестерн-сериал, изображавший легендарного Киско Кида и его приятеля Ранчо. Многие известные киноактеры начали карьеру именно с вестернов. Первой ролью Гарри Купера стала главная роль в фильме Виктора Флеминга <Вирджиниец> (1929), известного фразой: <Говоря такое, улыбайся!>. Джон Уэйн был открыт режиссером Ролом Уолшем и снялся в одном из его ранних вестернов - <Великая тропа> (1930), а затем в историческом <Восстание в Олджини> (1939). Другими звездами вестерна стали Уолейс Бири, Барбара Стейнвик благодаря роли легендарной преступницы в <Энн Окли> (1935) и Рендальф Скотт, после экранизации романа Джеймса Фенимора Купера <Последний из могикан> (1936). На 40-е и 50-е годы приходится расцвет классического вестерна, а Джон Форд стал главным мастером жанра тех времен. Его <Дилижанс> (1939) был популярен на протяжении 20 лет. Ключом к успеху фильма стало талантливое использование Фордом долины Моньюмент-Вэлли в Аризоне. Ее своеобразный ландшафт впоследствии фигурировал во множестве других вестернов. Классическими образцами жанра стали также <Человек с Запада> (1940) с Уолтером Бреннаном и Гарри Купером и <Инцидент в Окс-Боу> (1943), где в главных ролях снялись Генри Фонда и Гарри Морган. В послевоенные годы в вестернах появились элементы мистики. Тогда вышли мрачные и интригующие фильмы Рола Уолша <Преследуемый> (1947) и <Кровь на Луне> (1948). Примером психологических вестернов 50-х годов стала серия из восьми фильмов, снятая Энтони Манном. Акцент в них делался на чувства героев, тщательную разработку характеров и новую мысль: в человеческих отношениях драки ничего не доказывают и ничего не решают. Первый в серии - фильм <Винчестер73> (1950) - рассказ о погоне за оружием, затем <Речной поворот> (1952) - о путешествии по Орегонской тропе. Критики высоко оценили приключенческий рассказ Джона Хьюстона <Сокровища Сиерра Мадре> (1948) и <Вольный стрелок> (1950) с Грегори Пеком в главной роли. <Сломанная стрела> (1950) Делмера Дэйвса - первый голливудский фильм, который показал Запад глазами индейцев как исконных американцев и изобразил вызывающего сочувствие вождя апачей. В конце 50-х годов - начале эры телевидения - многие фильмы преобразовывались в формат небольшого экрана. Телевестерны тех лет очень похожи на фильмы 30-х-40-х годов. Однако позже они превратились в популярные сериалы. Среди широкоэкранных вестернов тех лет - высокобюджетный фильм Уайлера Уильяма <Великая страна> (1958), военная эпопея <Аламо> (1960) и рассказ о жизни трех поколений поселенцев <Как был завоеван Запад> (1963). В популярном фильме <Великолепная семерка> (1970) снялись такие известные актеры как Юл Бриннер и Стив Макуин, Чарлз Бронсон, Джеймс Коберн, Хорст Буххольц и Роберт Воэн. Одним из самых увлекательных вестернов всех времен можно считать фильм <Профессионалы> (1966) Ричарда Брукса с Бертом Ланкастером в главной роли. В 60-е годы два очень разных режиссера занялись преобразованием вестерна. Это Сэм Пекинпа и Серджо Леоне. <Дикая банда> (1969) Пекинпы философски осмысливает категории насилия и жестокости. Невероятно кровавый по тем временам фильм стал предшественником городских триллеров и ганстерских фильмов 70-х годов. Работы итальянского режиссера Серджо Леоне (так называемые <спагети-вестерны>) отличают европейский стиль, более жесткое описание пограничной жизни. Настоящим шедевром режиссера стал фильм <Однажды на Диком Западе> (1969), где в главной роли выступил Генри Фонда - культовый американский актер в роли зловещего убийцы. Комедии <Кот Беллоу> (1965) и <Сверкающие седла> (1974) Мела Брукса - это пародии на вестерны, обыгрывающие условности жанра. В начале 80-х американцы все же устали от вестерна, и он начал исчезать с киноэкранов. Однако в следующее десятилетие жанр вернулся, и два вестерна - <Танцы с волками> (1990) и <Непрощенный> (1992) - даже заслужили Оскаров. <Танцы с волками> был отмечен как один из лучших вестернов, где индейцы исполняют главные роли, используются субтитры на языке индейцев Сиу. Возрожденный вестерн попытался взглянуть на Дикий Запад глазами женщины: <Баллада о маленьком Джо> (1993), <Плохие девушки> (1994), <Быстрый и Мертвый> (1995). Жанр фантастического вестерна представляет фильм Барри Зоммерфельда <Дикий Запад, Дикий Уэст> (1999). А <Зловещие истории прерий> (1990) - фильм ужасов - это невероятно страшные истории, рассказанные ночью у костра, горящего в прерии. Картина Джима Джармуша <Мертвец> (1996) - уникальный метафорический мистический вестерн, снятый в черно-белых тонах. Комедия-вестерн, названная <Меверик> (1994), снята по мотивам телесериала 50-х годов. Итак вестерн жив. Его герои активно перебираются в другие жанры, и вестерн может с полным правом гордиться тем, что продержался на экране в три раза дольше, чем длилась сама породившая его эпоха покорения Дикого Запада. |