Аян Гасановна Шахмалиева родилась в 1932 году, в 1958-м окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Льва Кулешова). Большинство ее фильмов было посвящено детям, их проблемам и радостям. Первой работой в кино Аян Шахмалиевой стала новелла с символичным названием <Новенький> в киноальманахе <Мальчишки> (1969) по сценарию Игоря Ефимова - о жизни ребячьей компании в послевоенном Ленинграде. В 1973 году режиссер ставит детскую ленту <Капитан> по рассказам Виктора Драгунского - о том, как Дениска Кораблев встречается со своим дядей, капитаном дальнего плавания (кстати, потом была еще одна лента о юном моряке - <Первый рейс>). А ее следующая работа - фильм <Странные взрослые> (1974) по сценарию Аркадия Минчиковского - скорее картина не для детей, а о детях, пытающихся понять и оценить поступки взрослых. <Фильм не страшится упреков в сентиментальности, - писал в свое время <Советский экран>, - более того, он имеет своей прямой целью вызвать у нас, зрителей, самые простые и самые теплые эмоции и откровенное желание, чтобы все кончилось хорошо:> Главную роль в <Странных взрослых> - жестковатую детдомовскую Тоню-Джульетту - сыграла юная Рита Сергеечева. Она снялась и в следующей картине Аян Шахмалиевой <Дети как дети> (1978), снова повествующей о сложных отношениях взрослых и о том, как их понимают дети. В этой же картине снимался тогда четырнадцатилетний Никита Михайловский, через два года вместе с Татьяной Аксютой сыгравший Романа в знаменитой мелодраме Ильи Фрэза по повести Галины Щербаковой <Вам и снилось>, а еще через десять лет скончавшийся от лейкемии: Рита Сергеечева сыграла и в картине <Свет в окне>, и еще в нескольких фильмах, среди которых сказка <Пока бьют часы> (1976) Георгия Васильева по сценарию Софьи Прокофьевой, киноповесть <Четвертая высота> (1977) Игоря Вознесенского по одноименной повести Елены Ильиной (Рита сыграла героиню Сталинградской битвы Гулю Королеву), <Жил отважный капитан> Светланы Кармалиты, комедия <За прекрасных дам!> Анатолия Эйрамджана (1989), мелодрамы <Про любовь, дружбу и судьбу> (1987) и <Дураки умирают по пятницам> (1990) (обе ленты снял режиссер Роберт Фрунтов). В последнее время Рита не снимается в кино. А Аян Гасановна Шахмалиева после завершения работы над <Светом окне> отошла было от "детской темы". Ее следующие работы - телефильм <Гори, гори ясно> (1983) с Андреем Мартыновым и Светланой Крючковой, историко-биографическая киноповесть <Софья Ковалевская> (1985) о математике, первой женщине-члене Петербургской академии наук, выдающейся ученой и писательнице конца XIX века. Правда, Шахмалиева показывает жизнь Ковалевской через призму восприятия ее дочери Фуфы - именно ее глазами зритель видит приезд Ковалевских в осажденный Париж, их участие в спасении от тюрьмы участников Парижской Коммуны: Значит, снова лента о детях и взрослых?.. Фильм <Миф> (1986) по мотивам повести Кирилла Ласкари <Двадцать третий пируэт> рассказывал о жизни артистов балета. Главную роль в нем сыграл знаменитый Марис Лиепа, через три года умерший от инфаркта. И в 1989 году - вновь картина о детях: психологическая драма <Это было у моря. Героини фильма - юные воспитанницы специального интерната для детей с больным позвоночником в южном приморском городе, красивом и отстраненном от человеческих печалей. Физическая энергия героев ищет выхода в болезненно-жестокой схеме взаимоотношений. И находит его - жестокий и несправедливый: Главные "взрослые" роли в картине сыграли Нина Русланова и Светлана Крючкова, а одну из девочек - Ника Турбина, талантливая поэтесса и актриса (ей присудили престижную венецианскую награду "Золотой лев", когда Нике исполнилось всего двенадцать лет) из Ялты, этой весной покончившая с собой: Последней работой режисера стала трехсерийная экранизация романа Тургенева <Дым>. Вспоминает актриса Анна Мещерякова, снимавшаяся у Шахмалиевой еще в <Первом рейсе> и <Странных взрослых>: "<Дымъ> - о простоте и искренности чувств, незыблемости и ценности таких, казалось бы, затертых понятий, как доброта, терпимость, благородство, великодушие, милосердие. В образе своей Капитолины Марковны хотелось донести эти понятия до сердца зрителя. И меня услышали. После выхода картины было много благодарных, растроганных звонков. Однако говорить об этой работе, ставшей для меня счастьем и радостью, приходится с большой болью. Недавно скоропостижно скончалась Аян Шахмалиева, живая, энергичная, полная творческих сил. Она, как и многие сейчас из нас, кинематографистов, была отлучена от профессии. Пережить отстранение от дела, которому посвятил всю жизнь, не каждому по силам. Я скорблю, поминаю и благодарю Аян за роли, которые она мне подарила:" |