За роль Жанны д"Арк ее почти канонизировали. За любовь к Роберто Росселлини - почти распяли. А она не была ни праведницей, ни грешницей. Она была просто женщиной, которая всю жизнь искала любви. А еще она была замечательной актрисой. Она спасала третьеразрядные картины, а хорошие превращала в шедевры. Семь раз номинировалась на "Оскар", два раза - за "Касабланку" и "Осеннюю сонату" - получила его. Ее первый брак был блестящим. Петер Линдстром - молодой доктор, спортсмен и красавец. Ингрид Бергман - восходящяя звезда. Большая квартира, где часто устраивались приемы. "Подготовиться к обеду" означало для Ингрид сменить наряд. Если бы не Петер, Ингрид никогда бы не поехала в Голливуд. Ингрид колебалась; Петер все продумал и просчитал. Петер вел все ее дела, заключал контракты, договаривался об условиях съемок. Они купили настоящий голливудский особняк. Пиа была замечательной дочкой, а Петер - прекрасным отцом. Но, в конце концов, Ингрид заскучала в этом браке. Ей нужна была любовь, а не благополучие. Разговоры о чувствах, а не о гонорарах. Цветы, а не чеки. И тут в ее жизнь ворвался Роберто Росселлини. И взорвал эту жизнь ко всем чертям. Внешне это выглядело как обычная встреча знаменитого режиссера со знаменитой актрисой для обсуждения сценария. Петер тоже присутствовал, давал советы и ставил условия. Двух таких непохожих друг на друга мужчин, как Петер Линдстром и Роберто Росселлини, найти было трудно. Петер был добропорядочным семьянином, Роберто никогда точно не знал, сколько у него в настоящий момент жен, детей и любовниц: Она уехала к нему в Рим с чемоданчиком, в котором были два платья и смена белья, и никто не мог подумать, что она едет не просто на съемки очередного фильма, но покидает свою прошлую жизнь. Она и сама этого не знала, но через несколько дней, проведенных в Риме, ей стало ясно, что к Петеру Линдстрому она уже никогда не вернется. И вот Америка простилась с мифом о святой Ингрид Бергман. А ни одну грешницу не клеймят так, как бывшую святую. "Она бросила в Америке дочь, чтобы родить в Италии сына!", - писали газеты. Росселлини пришлось оформить мальчика на себя, а в графе "мать" записали: "Временно не установлена". Хотя тогда Ингрид Бергман была самой известной матерью в мире. Печально известной. Но со временем страсти улеглись. Росселлини носился с идеями новых фильмов, она занималась домом и просила мужа о роли. "Конечно, - соглашался он, - ты должна сниматься. Но только у меня!" Оказалось, что Росселлини безумно ревнив, вспыльчив, подвержен депрессиям и периодически угрожал самоубийством. Пиа написала в письме, что больше не любит ее и не хочет даже на карте видеть Италию... В 1952 году Ингрид родила двух девочек-близнецов, и была почти счастлива, если бы не несколько "но". Во-первых, Пиа. Во-вторых, долги. В-третьих, творческие неудачи Роберто Росселлини. В-четвертых... Ингрид боялась признаться даже себе, что муж, ради которого она бросила дочь, семью и карьеру, нужен ей все меньше и меньше. Тем временем Америка, наконец, простила ее. Даже Пиа простила мать. Ингрид приняла приглашение сняться в фильме "Анастасия". "Фильм провалится!> - предупредил Роберто. <Пусть>, - отвечала она. Фильм не провалился. Ингрид снова боготворили те, кто еще вчера поносил. Предложения сыпались со всех сторон. А Росселлини завел себе любовницу. Ингрид только улыбнулась: когда-то она так же увела его у Анны Маньяни. Ее третьим мужем стал Ларс Шмидт, продюсер и импресарио. Он был шведом, как она и Петер, и творческим человеком, как Росселлини. Ей казалось, это именно то, что она искала всю жизнь. "Я люблю тебя больше всего на свете, - писала она ему, - Благодарю Бога за то, что ты мне встретился. Вот она я, твоя старушка, твой тролль, твое несчастье... Бремя, которое вечно будет висеть у тебя на шее". Ларс Шмидт ничего не имел против такого бремени. Несмотря на возраст, "тролль" выглядел изумительно. Никто не знал секрета ее красоты: много курит, пьет виски, поздно ложится, рано встает и - сияет! Они поехали в Швецию, на принадлежащий Шмидту островок Даннхольмен. Она бродила среди огромных камней, сидела на берегу, смотрела на море, разучивая очередную роль. И была счастлива. "Надолго ли?" - думала она. Оказалось, не надолго. Через несколько лет Ларс сказал ей, что полюбил другую женщину. Она умела скрывать боль. Уже смертельно больная, она продолжала играть. И любить Ларса Шмидта, хотя дала ему свободу. И именно Ларс отвез ее в Стокгольм, а потом на их остров. Опираясь на его руку, она дошла до валуна на берегу моря, на котором когда-то сидела и учила роли. "Развей мой пепел над этим морем", - попросила она. Через три дня ее не стало. |