Западные специалисты утверждают, что <Космическая одиссея 2001 года> - самый амбициозный научно-фантастический фильм не только 60-х годов, но и за всю историю кино, что настоящий научно-фантастический кинематограф начался именно с этого совместного творения режиссера Стэнли Кубрика и писателя Артура Кларка и что это уникальная картина, в которой предельно реалистическое изображение космических технологий будущего тесно переплетено с глобальными философскими и теологическими проблемами, издавна волновавшими лучшие умы человечества. Все эти утверждения истинны, поскольку фильм, несомненно, выдержал проверку временем. Даже сейчас, когда техническое оснащение кинематографа шагнуло далеко вперед, спецэффекты, использованные в <Одиссее>, выглядят нисколько не устаревшими. Что до основного содержания и проблематики фильма, то за 30 лет, прошедшие с момента его первой демонстрации, не появилось, пожалуй, ни одной другой ленты, которая не то что бы превзошла, но хотя бы просто приблизилась к фильму Кубрика по масштабности замысла и блистательности воплощения его на экране. Потому что главный герой этого фильма ни кто иной, как само Человечество - вид Homo Sapiens, показанный на всем протяжении своего эволюционного пути от человекообезьяны до "космического сверхсущества". Кстати говоря, масштабность замысла потребовала от создателей ленты нестандартного художественного подхода. Это, по сути, даже не один фильм, а целых пять, каждый из которых завязан на свою конкретную идею и снят в отличной от других манере. В единое целое эти пять автономных частей объединяют виртуозно сделанные визуальные переходы и пунктирно намеченные сюжетные связки. Если отвлечься от интеллектуальной дерзости, проявленной создателями фильма, <Космическая одиссея 2001 года> замечательна и своим визуальным великолепием. Любопытно, что большинство спецэффектов были выполнены чисто механическим способом (стандартная для 60-х годов технология): это потребовало создания огромного количества сложных моделей и приспособлений, над которыми два года трудилась большая команда специалистов и техников. В целом же работа над фильмом шла около шести лет - срок, характерный для Кубрика, известного своим стремлением к совершенству. Обращает на себя внимание и саундтрек к фильму. Кубрик решил отказаться от услуг композиторов, пишущих для кино, и использовал тщательно отобранные классические произведения. Мелодии Ричарда Штраусса, Иоганна Штраусса, Гьерги Лигетти и Арама Хачатуряна создают парадоксальное ощущение холодного романтизма и усиливают двусмысленность основной концепции картины. Сцены с первобытными людьми, озвученные величественной темой <Так говорил Заратустра>, равно как и сближение космического челнока с орбитальной станцией в ритме вальса <Голубой Дунай>, навсегда вошли в сокровищницу мирового кинематографа. Процесс создания фильма был весьма непрост. Любовь Кубрика к сложным аллюзиям и неоднозначным решениям часто вступала в противоречие с рационализмом Кларка. Вскоре после выхода картины на экран Кларк издал ее литературную версию - роман под тем же названием <Космическая одиссея 2001 года>; так вот, в книге многие находки режиссера были писателем, по сути, выхолощены. Конфликты между режиссером и сценаристом подтверждаются и в другой книге Кларка - "Потерянные миры 2001 года": в этом сборнике напечатаны "альтернативные" сценарные версии многих ключевых сцен фильма. В 1984 году режиссер Питер Хайамс снял сиквел <Одиссеи> - фильм "2010", поставленный по роману Артура Кларка "2010: Одиссея-Два". Несмотря на высокое качество съемок и блистательные спецэффекты, фильм Хайамса представляет из себя достаточно традиционный космический боевик и существенно уступает картине Кубрика в масштабности и философской глубине. Что и неудивительно. |