Знаменитый фильм Микеланджело Антониони, удостоенный главной премии на фестивале в Канне в 1967 году, открыл новый этап в творчестве выдающегося мастера кино. В картине присутствуют все основные мотивы режиссера. Ложный детективный сюжет - излюбленный для Антониони. Фотограф, случайно сняв убийство в парке и вроде бы обнаружив подтверждение этому при помощи фотоувеличения, затем не может найти никаких доказательств того, что это было на самом деле, а не пригрезилось ему. Антониони использует данную историю (навеянную рассказом Хулио Кортасара <Слюни дьявола>) для создания притчи о непознаваемости мира человеком, фиксирующим лишь внешний облик реальности и не способным проникнуть в ее внутреннюю суть. Истина скрыта от наблюдателя. Нарушена граница между мнимым и подлинным, иллюзией и действительностью (что особенно четко выражено в финальной сцене игры в теннис без мяча). Типичная для режиссера тема некоммуникабельности, непонимания человеком самого себя и того, кто рядом, трансформировалась в философскую проблему относительности человеческого знания, ограничивающегося только постижением знаков вещей и событий. Мир живет по условиям иллюзорной игры, в которой все лишено смысла и сущности. На эту идею работает целая система символов (бесполезен купленный в антикварном магазине пропеллер спортивного самолета; никому не нужен обломок электрогитары за пределами зала, где неистовствует толпа поклонников рока). От вещей, потерявших значение, - прямая цепочка к миру без вещей, где существуют лишь жесты и знаки, а жизнь - как клоунада. Лента Антониони оказала большое влияние на последующее развитие кинематографа. Появилось много картин, сюжетно перекликающихся с <Фотоувеличением>. Наиболее интересны среди них <Разговор> Фрэнсиса Форда Копполы и <Прокол> Брайана Де Пальмы, наследующие новаторские поиски итальянского режиссера, хотя эти фильмы все равно лишены философской глубины первоисточника. Микеланджело Антониони родился 29 сентября 1912 года. Окончил высшую школу экономики и торговли в Болонье. Начинал как журналист и кинокритик, сотрудничая в журнале <Чинема>. Учился в Римском Экспериментальном киноцентре. В 1942-м был ассистентом режиссера М. Карне на съемках <Вечерних посетителей>. Был соавтором сценариев фильмов <Пилот возвращается> Р. Росселлини, <Трагическая охота> Де Сантиса, <Белый шейх> Ф. Феллини. Дебютировал как режиссер короткометражного документального фильма <Люди с реки По> (1943-47). В конце 1940-х снял ряд короткометражных документальных фильмов, ставших художественными кинодокументами послевоенной жизни Италии. Дебютом Антониони в игровом кино стал полнометражный фильм <Хроника одной любви> (1950). Снятые им вслед за тем мелодрамы и психологические драмы <Побежденные> (1952), <Дама без камелий> (1953), <Попытка самоубийства> (1953) выявили в нем художника психологической школы. В <Подругах> (1955), экранизации рассказа Ч. Павезе, впервые проступили черты реальности киномира автора. После фильма <Крик> (1957) Антониони снимает картину <Приключение> (1959), в которой авторская эстетика получает исчерпывающее смысловое выражение. Фильм открыл собою знаменитую тетралогию автора - <Ночь> (1960), <Затмение> (1962), <Красная пустыня> (1964), - за которую режиссер был несправедливо наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств и их проявлений у его героев была следствием глобальных процессов, характерных для Италии и всего тогдашнего мира: Кинематограф Антониони в 1960-е годы стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире, заслужив по справедливости репутацию общекультурного явления XX века. После 1965-го Антониони снимает за пределами Италии. В игровом фильме <Забриски Пойнт> (1969) и документальном фильме <Чунг Куо> (<Китай>) (1972) глазами Антониони даны современные США и Китай, в явно сочувственном к молодежному движению хиппи ключе в первом случае и столь же дистанцированном от азиатских реалий - во втором. Снятый в Италии фильм <Профессия: репортер>/<Пассажир> (1974), повествовавший о криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был отведен излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности неустановима, вплоть до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. Эти идеи в той или иной мере свойственны и исторической телемелодраме <Тайна Обервальда> (1979), и <Идентификации женщины> (1982). После долгого перерыва, вызванного тяжелой парализацией с необратимой потерей речи, Антониони совместно с Вимом Вендерсом снял фильм <За облаками> (1995) по мотивам глав собственной книги <Тот кегельбан над Тибром>. |