Трудно представить, что когда-то на месте знаменитых египетских пирамид было ровное скалистое плато. Но так было. И были люди, решившие сотворить искусственные горы. О чем они думали, мечтали, говорили, что чувствовали? Для чего собрались вместе и вознесли ввысь эти поразительные инженерные сооружения - проектировщики, строители и рабочие Древнего Египта? Ответ вроде бы ясен из школьного учебника: примерно пять тысячелетий назад фараоны Хеопс, Хефрен и Микерин, присвоив труд тысяч и тысяч людей, построили столь грандиозные гробницы, чтобы угодить богам и обрести бессмертие. Да, такова основная версия, разделяемая большинством ученых. Но пирамиды могли быть и чем-то иным: скажем, проектом в натуральную величину плотины через Нил. Или астрономической обсерваторией. А может, в пирамидах был записан сгусток знаний, достигнутых древним миром к тому времени? Вопросов много, но можно остановиться лишь на одном: как древние строители поднимали ввысь огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени поднять и установить на свое место миллионы блоков? Это не преувеличение: одна только пирамида Хеопса содержит их два миллиона триста тысяч. Напомним ее размеры: первоначальная высота была 146,6 м, каждая сторона квадратного основания - примерно 230 м, площадь основания - 5 га. Каменные блоки известняка весом в две с половиной тонны (но есть и до 15 тонн) настолько плотно пригнаны один к другому, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа. Вся пирамида была облицована полированными гранитными плитами. Немного меньше пирамида Хефрена, и еще меньше пирамида Микерина, но и они поражают воображение колоссальными размерами и выверенными пропорциями. С древнейших времен и до наших дней многие искали ответ на поставленный выше вопрос, поскольку строители пирамид не оставили нам никаких разъяснений на этот счет. Первым среди таких искателей был неутомимый греческий путешественник и историк Геродот, который еще в середине V в. до н. э. посетил Египет и предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. 400 лет спустя Диодор Сицилийский предполагал подъем каменных блоков по земляным насыпям. Около 1719 года француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем. Англичанин Р.Покок в 1745 году высказывает предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах. Уже в наше время, всего несколько лет назад, инженер-химик Джозеф Давидовиц возродил гипотезу о цементной облицовке, приведя в ее подтверждение результаты научных исследований. Но вот американский инженер Буш снова вернулся к камню, однако высказал мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек. В 1978 году группа японских энтузиастов пыталась построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпела неудачу. Любой из названных способов вызывает сомнение. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на пирамиде Хеопса. Как они размещались на площадке всего в 5 га? Ведь на насыпи и на самой площадке одновременно должно было находиться много людей, тянувших волокуши с блоками. Об этом говорят и данные еще одного эксперимента, проведенного в 1954 году британскими археологами. Изучая гигантское древнее сооружение, Стоунхендж в Англии, они воспроизвели перевозку полуторатонных каменных блоков. Привязанный к простейшим деревянным салазкам блок 32 молодых крепких человека едва тащили вверх по наклонной плоскости с уклоном 4°. Кстати, именно Стоунхендж, египетские и ацтекские пирамиды, каменных истуканов на острове Пасхи некоторые ученые пытаются объединить в единый комплекс сооружений. По их мнению, все эти объекты были созданы или некими инопланетными существами или жителями мифической Атлантиды. Но, скорее всего, пирамиды свидетельствуют о возникновении в рамках древних культур высокоорганизованных и сильных государств, которые могли создавать не только огромные памятники, но и величественные произведения искусства. |