Начнем с родословной. Дедушка Артема - знаменитый химик Натан Борисович Варгафтик, написавший огромный справочник по физико-химическим свойствам жидкостей, и справочник этот приобрел такую известность, что вот уже несколько поколений студентов и ученых решают с его помощью разные сложные задачи. Папа Артема к моменту его рождения защитил докторскую, также в области химии, мама - кандидатскую, а старший брат интересовался математикой. Так что Артем изначально был исключением из семейного правила, поскольку больше всего на свете любил играть в дирижера. Происходило это так: Артем сажал в круг игрушки, вставал на ящик с кубиками, открывал вместо пюпитра старую табуретку и начинал дирижировать, скажем, Пятой симфонией Бетховена, поскольку музыка в их доме звучала постоянно. В пять лет мальчика протестировали. Способности более чем скромные - на тройку. Записали на виолончель. Но настоящая трагедия разразилась в шесть лет. Предки погнали невыдающееся чадо петь. Хор оказался продвинутым, выступать надо было в вельветовых штанишках, жилетке и рубашке с рюшками на груди. Там будущий исследователь музыки не пел, но гудел, а бурными рыданиями взывал к совести мучителей, надеясь вынудить их забрать себя из ненавистного хора. В девять лет выяснилось, что у ребенка абсолютный слух, а чтение нот -- безумно интересное занятие: он всюду ходил с <Инструментоведением для музыкальных училищ>. Скоро уже и виолончели показалось мало, и по собственному желанию он пошел учиться играть на кларнете. Видимо, абсолютный слух помогает учить языки и, главное, с пользой применять их в труде и жизни. Скажем, объясниться с любопытными европейскими полицейскими, которые постоянно пристают с нелепыми расспросами, имеется ли у российской телегруппы разрешение на съемки в Париже, Лондоне или Вене. Разрешения обычно нет, но консенсус достигается без особых затруднений. На радио Варгафтик попал не совсем обычным образом. В 1993 году был юбилей легендарного виолончелиста Даниила Борисовича Шафрана. Двадцатидвухлетний студент Гнесинки решил, что 70-летие любимого музыканта должно отметить все прогрессивное человечество. Но человечество не торопилось. Пришлось взять инициативу в свои руки. В казенной будке <Бюро справок> за полтора рубля собственных денег был получен домашний телефон юбиляра. Позвонил, вежливо поинтересовался, не согласится ли Даниил Борисович прийти на интервью. Тот ответил: <Подумаю>. Следующий звонок был на радио. Поклонник Шафрана предложил интервью с юбиляром, а также записи. Все прошло удачно, и Артем оказался в штате. Кстати, слово <варгафтик> - <правдивый> - в немецком церковном лексиконе имеет значение <воистину>. На телевидение он тоже попал случайно. В 1997 г. потребовалась нетрадиционная программа о музыке. Так появилась не совсем обычная передача о Рихарде Вагнере. Так сформировался новый стиль передач о музыке: во многом скандальный и: талантливый. Ток-шоу <Оркестровая яма> было удостоено премии ТЭФИ как лучшая телевизионная музыкальная программа. Автор и ведущий цикла передач <Партитуры не горят>, <выдающийся популяризатор классической музыки> считает, что <классическая музыка не требует вовлечения. Я понимаю, если бы она была такой телефонной компанией, которая рухнет, если к ней в месяц не подключается тысяча новых абонентов. Но классика-то от неподключения не рушится!> Варгафтик - внук знаменитого профессора. И только профессорские потомки говорят правильными фразами без слов-сорняков. (Правда, когда Артему в первый раз разрешили сказать слово в прямом эфире, он от ужаса произнес слово <чрезвычайно> 8 раз за две минуты.) Теперь его называют <звездой экрана> и рвут на части с предложениями ведения авторских программ. Любимые композиторы? - <Если человек пишет музыку, значит, ее можно пусть не полюбить, но найти в ней что-то интересное и хорошее. На душу ложится то, что меньше всего раздражает, напрягает, то, с чем спокойнее и приятнее всего живется>. Артем считает, что искусство - это такая область, для постижения которой должно по определению приложить усилия. Вникнуть, проникнуться, понять и полюбить. Похоже, у него наследственный естествоиспытательский подход к музыке. <По крайней мере, всегда хочу покопаться. Мне всегда интересно, прежде всего, где корень. Вот этот великий вопрос - откуда рождается музыка, - он меня мучит...> Своими <мучениями> Артем Варгафтик делится с телезрителями еженедельно в программах <Оркестровая яма> и <Партитуры не горят>. |