Возведенный в середине V в. до н.э., в правление Перикла, считающееся золотым веком Афинского государства, Парфенон он уже тогда стал символом города, а позднее и всей Эллады. Строить его начали еще в VI веке до н.э., но помешало нашествие персов в 480 г. до н.э. Парфенон представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось стеной. В западной его части помещались предметы культа, а также государственная казна и документы, в восточной части находилось помещение со статуей богини Афины. В центре возвышалась величественная двенадцатиметровая статуя Афины из золота и слоновой кости работы знаменитого скульптора Фидия - одно из семи чудес света. По традиции, у этой скульптуры завершалась торжественная процессия в день празднования Великих Панафиней, праздник, посвященный Афине и отмечавшийся раз в четыре года). Изображение процессии можно увидеть на фризе Парфенона. В византийские времена Парфенон был превращён в христианский храм - сначала Святой Софии, а позднее - Пресвятой Афинской Богоматери, но это не спасло его от захватов, войн и разрушений. Первыми захватчиками были франки. С приходом католиков Парфенон становится католическим храмом Santa Maria di Athene. В 1456 г. Акрополь захватывают турки. За последующие четыре века турецкого владычества утёс претерпел наибольший урон. Парфенон турки использовали как пороховой склад, взрыв уничтожает значительную часть здания, а часть мраморных плит стала добычей мародеров. Посол Великобритании в Константинополе, лорд Томас Брюс Элгин, оказался по отношению к Парфенону еще большим варваром, чем турецкий генерал. Пользуясь тем, что Великобритания и Турция как раз заключили военный союз, Элджин получил в 1801 году от турецких властей разрешения послать группу мастеров с целью детального описания Парфенона, якобы для того, чтобы построить себе дворец по этому образцу. Однако рабочие занялись не описанием храма, а демонтажем скульптур Парфенона. С фронтона храма откалывают целые куски бесценного мрамора, из храма Эрехтейон грубо выламывают колонну и одну кариатиду (колонну в виде женской фигуры). Разграбление Парфенона длилось десять лет, с 1801 г. по 1811 г. Грузовые суда лорда Элджина совершили в общей сложности 33 рейса из порта Пирей на Мальту и оттуда в Лондон. Иными словами, это была не единичная кража, а систематическая и хорошо отработанная операция. В 1816 году британское правительство купило у Элгина фрагменты Парфенона, что было незаконно, так как по Венской конвенции 1815 года Великобритания должна была вернуть фрагменты Турции. После обретения в 1830 г. независимости Греция неоднократно обращалась к Великобритании с просьбой вернуть фрагменты Парфенона в Афины. Однако и это предложение не было поддержано британским правительством. В настоящее время в Британском музее находятся 16 из 64 скульптур с лицевых фризов Парфенона, 17 из 28 скульптур фронтонов, 56 пластин фриза. И все же с первого взгляда на Парфенон можно убедиться в том, что перед нами уникальный шедевр мирового искусства. Красота, гармония и грация этого здания сохраняются на всю жизнь в памяти каждого посетителя. |