В 1859 граф Валленштейн-Вартенберк основал литейную и машиностроительную фабрику в городе Пльзене. Фабрика, на которой трудились более сотни рабочих, выпускала машины и оборудование для мельниц, пивоварен, шахт, паровых моторов и котлов, а также элементы мостов и железнодорожных сооружений. В 1869 году фабрика перешла в собственность инженера и предпринимателя Эмиля Шкоды. Бизнес Шкоды быстро рос, и в 1880-х годах фабрика уже представляла собой современное литейное и металлообрабатывающее производство, способное производить литье весом в десятки тонн. Литье, а позднее ковки для больших пассажирских лайнеров и военных кораблей мельницы составляли основу экспорта фабрики Шкода. В 1899 году продолжавшая расти фабрика была преобразована в акционерную компанию, и перед Первой Мировой войной Шкода стала самым крупным производителем вооружений в Австро-Венгрии. Она была военно-морским и армейским подрядчиком, поставляя, в основном, тяжелые пушки и боеприпасы. На экспорт поставлялось литье, как, например, трубопроводы для электростанции на Ниагарском водопаде или для шлюза на Суэцком канале, а также оборудование для сахарных мельниц в Турции, пивоварни для всей Европы и пушки для стран Дальнего Востока и Южной Америки. Первая Мировая война привела к существенному снижению выпуска мирной продукции. Громадные суммы были вложены в расширение производства. В это время фабрики Шкода уже лидировали среди компаний на территории Чехии и за рубежом по выпуску военного снаряжения. В 1917 в одном только Пльзене было 35000 сотрудников. После образования Чехословацкой республики в 1918 году и в сложных экономических условиях послевоенной Европы компания трансформировалась из исключительно военной в многопрофильную. На Шкоде стали делать паровозы и электровозы, самолеты и корабли, станки и паровые турбины, оборудование для электростанций и, конечно, автомобили - грузовые и легковые. А в 1923 году была зарегистрирована ныне всем известная эмблема компании - крылатая стрела в круге. Ухудшающаяся политическая обстановка в Европе привела к росту производства вооружения. Вторая мировая привела к серьезнейшим потерям - 70% зданий компании было разрушено во время бомбардировки союзниками в 1945 году. После войны компания была национализирована и постепенно разбита на различные подразделения (автомобильная фабрика в Млада-Болеславе, авиационная фабрика в Праге, заводы в Словакии, а также фабрики, выпускавшие оборудование для пищевой индустрии). Основным направлением деятельности компании стал выпуск оборудования для тяжелого машиностроения, крупные конструкции для индустриального сектора, общественный транспорт и электростанции. Большинство экспорта направлялось в восточный блок. С изменением политического климата в 1989 году начался постепенный процесс приватизации Шкоды, поиск новых контактов и рынков сбыта. В 1992 компания была полностью приватизирована и начала расширять свою деятельность: купила автозаводы TATRA и LIAZ и даже построила фабрику по производству алюминиевых банок для напитков. Это расширение привело к финансовой нестабильности компании, которая одно время стояла на грани банкротства. И вот три года назад компанию Шкода за 12 миллиардов чешских крон выкупил всемирно известный немецкий концерн Фольксваген. С этого момента начинается новая история компании. Предприятие в Чехии удалось значительно обновить, началась активная деятельность Шкоды в Европе. Вот только новые модели Октавия и Фелиция все больше напоминают немецкие VW. Впрочем, может быть, это не так и плохо? |