Эдриан Кронауэр, служащий американских ВВС в Юго-Восточной Азии, прибывает в 1965 году в Сайгон, где делает скандальную карьеру диск-жокея на местной радиостанции, которая транслирует передачи для солдат, оказавшихся среди первых участников войны во Вьетнаме. Фильм Барри Левинсона сочетает трагикомедийные и мелодраматические краски в рассказе о драме человека, который разочаровывается в порядочности и справедливости действий некоторых соотечественников, скрывающих правду о войне. И он теряет иллюзии по поводу возможностей простого человеческого, душевного и доверительного общения со знакомыми и вовсе посторонними вьетнамцами, которые в ситуации идеологического и военного противостояния считаются за потенциальных врагов, в лучшем случае, за тех, кому не стоит безгранично верить. Открытая, жизнерадостная, празднично-карнавальная и шутливо-ерническая стихия Эдриана Кронауэра изначально вступает в резкое противоречие не только с системой цензурных запретов, армейских порядков, усугубленных состоянием войны с невидимым противником, но и с бесчеловечной идеей вражды между нациями. <Вьетнамский конфликт> (как поначалу называли вооруженное соперничество двух стран по политическим причинам), по сути, остается за кадром повествования. Обе стороны представлены в судьбах конкретных людей с привлекательными лицами и живыми характерами, не имеющими предубеждения друг против друга. Воюют не отдельные индивидуумы, а целые державы, вынуждающие своих граждан на насильственные столкновения. Граница между миром и войной, стремлением к взаимопониманию и неприятием всего чужого и просто чуждого, между <своими> и <нашими> пролегает на самом деле внутри человеческих душ, готовых творить добро или зло. Сердечный, любящий жизнь во всех ее проявлениях, отзывчивый и в горе, и в радости Эдриан не случайно покидает Вьетнам в период обострения войны на земле Индокитая. Формально он отстраняется от эфира из-за чересчур вольных шуточек, в том числе в адрес тогдашнего вице-президента Никсона, и за пропаганду рок-н-ролла в армии, а на самом деле - из-за смелости и неподчинения цензуре и тупым военачальникам, выдающим, например, такие перлы: "Поскольку ВП прибывает в ДМЗ, не следует ли дать ЦУ всем СМИ, чтобы молчали о его КП? Потому как если об этом прознают в ДРВ, с ним может случиться большое ЧП". Комедийный талант Робина Уильямса, в прошлом известного шоумена на эстраде и телевидении, проявляется с редкостным напором и темпераментом в полуимпровизационных скетчах перед микрофоном (высказывались даже предположения, что реальный Кронауэр был не так забавен и эпатажен, как исполнитель его роли в кино). Но, пожалуй, впервые в карьере Уильямса с такой силой и убедительностью раскрылось его истинное драматическое дарование. Диск-жокей из Сайгона, полюбившийся и американским солдатам, и вьетнамцам с курсов английского языка - первый из проникновенных, человеколюбивых почти до самоотречения, чуть блаженных в своей надежде на победу добра, упорных в сопротивлении чуждой системе и одновременно незащищенных, ранимых персонажей этого актера. Затем последуют герои лент <Общество умерших поэтов>, <Пробуждения>, <Король-рыбак>, но роль Кранауэра стала главной в кинокарьере Робина Уильямса, дебютировавшего в кино в фильме Роберта Олтмена (1980). Знаменательно, что честная, искренняя, проникнутая сочувствием к людям разной национальности, по-настоящему добрая и очищающая картина Левинсона, созданная по сценарию М. Марковица (кстати, они оба как сценаристы издалека подступались к теме изломанных судеб участников войны во Вьетнаме еще в фильме <Скрытые пасы>), получила громадный отклик у американской публики. Она вышла по результатам прокатной платы на четвертое место в сезоне и попала в число пятидесяти самых кассовых лент 80-х годов. |