Элем Германович Климов родился 9 июля 1933 года в Сталинграде (ныне Волгоград). В 1957 году он окончил Московский авиационный институт, потом работал в молодежной редакции Всесоюзного радио и Центрального телевидения, а также в Московской филармонии. В 1964 году Элем Климов окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Е. Л. Дзигана. Первой его работой стала короткометражка <Жених>, снятая им в 1960 году. В 1964 году режиссер начал работать на киностудии <Мосфильм> и в том же году поставил сатирическую комедию <Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен>, роль начальника пионерлагеря товарища Дынина блистательно сыграл Евгений Евстигнеев. В 1970 году на экраны вышла художественно-публицистическая лента <Спорт, спорт, спорт>, соединившая в себе хроникальный и игровой материал. Эта работа Климова была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов. В 1974 году Элем Климов поставил историческую драму <Агония> о России накануне Февральской революции; роли в ней исполняли ведущие советские актеры, а главную роль, Григория Распутина, мастерски сыграл Алексей Петренко. Однако на экраны этот фильм был выпущен только в 1985 году, и на кинофестивале в Венеции <Агония> была удостоена приза ФИПРЕССИ. В 1981 году после трагической гибели в автокатастрофе жены, кинорежиссера Ларисы Шепитько, Элем Климов снял о ней документальный фильм <Лариса> и закончил начатый ею фильм <Прощание>. Во второй половине 1980-х годов Элем Климов был первым секретарем правления Союза кинематографистов СССР. Фильм <Иди и смотри> (1985) - пожалуй, один из самых страшных фильмов о войне. Не только о Великой отечественной, а о войне вообще, как о разрушающей силе, сметающей природный порядок вещей.. Герой ленты, Флера, - шестнадцатилетний мальчишка, отправившийся в лес на подмогу к партизанам. В начале фильма он совсем ребенок. В конце, пройдя через ужас карательной акции фашистов, становится пугающе взрослым. Суровые авторы сделали героем фильма не орденоносного партизана, а несмышленного паренька, еще не покинувшего детство. Сценарий картины писался на основе "Хатынской повести" и других произведений замечательного белорусского писателя и правозащитника Алеся Адамовича, а также документальной книги А. Адамовича, Я. Брыля и В. Колесника "Я из огненной деревни...", где собраны свидетельства тех, кому удалось выжить, спастись от зверских расправ гитлеровцев в оккупированной Белоруссии. В фильме участвовало много непрофессиональных актеров, жителей белорусских деревень. Съемки велись в тех же местах, где происходили реальные трагические события. Такие условия работы над фильмом требовали постоянного контакта писателя и режиссера на всех этапах. Большинство диалогов, в которых участвовали жители белорусских деревень, носили во многом импровизационный характер, здесь не могло быть никакого навязывания готовых ролей и заранее написанного текста. Драматург и режиссер шли от индивидуальности непрофессионального исполнителя, стремясь добиться органичности и естественности его речи. Фильм <Иди и смотри>, после которого Алесь Адамович начал активно заниматься кино и был избран директором Всесоюзного института киноискусства, сыграл ключевую роль и в жизни Алексея Кравченко, сыгравшего роль Флеры. Сколько бы ролей он ни исполнил, прежде всего будут вспоминать его дебют. О картине и актере тогда много писали и спорили. "Еще ни одно интервью не обходилось без вопроса о том, как я попал в картину Элема Климова, - говорит Алексей, - и практически все осторожно интересуются тем, как съемки повлияли на мою психику. Каких только слухов не ходило после фильма: Говорили, что Леша Кравченко сошел с ума, а Элем Климов повесился". А в кино Алексей попал просто - по объявлению. Его друг услышал по радио о том, что среди 14-летних мальчишек киностудия "Мосфильм" проводит конкурсный отбор на главную роль в новый фильм. Алексей пошел за компанию с приятелем, и из тысячи других на роль утвердили его. Никаких нервных срывов во время съемок картины у Алексея не было. Было другое - жесточайшая диета и чувство бесконечной усталости: Но страдал Алексей не зря: он стал известным и успешным актером, а фильм Элема Климова произвел неизгладимое впечатление на критиков и зрителей. На Всесоюзном кинофестивале 1986 года картина получила главный специальный приз, премии за операторскую работу, работу звукооператора и композитора. |