Джим Моррисон с самого начала оказался в центре группы Doors и сыграл огромную, хотя и неоднозначную роль в ее короткой долгой жизни. Он, безусловно, был человеком незаурядным. По собственным уверениям, в четыре года, когда Джим с семьей ехал по скоростной дороге в Нью-Мексико и увидел перевернувшийся грузовик и умирающих индейцев пуэбло, душа одного из индейцев полетела за машиной Моррисонов и вселилась в Джима. Эту легенду часто используют для объяснения той загадочной притягательности, которая сделала Моррисона одним из самых харизматичных и мифологизированных исполнителей в истории рок-н-ролла. <Он был шаманом, - говорил клавишник Doors Рей Манзарек, - наэлектризованным шаманом>. Джим Моррисон, сын контр-адмирала ВМС США, познакомился с Реем Манзареком в середине 60-х, когда оба учились в Лос-Анджелесском университете. Вскоре они решили организовать группу, и то, что они создали, совсем не походило на другие рок-н-рольные группы того времени. Их музыка вобрала в себя и интерес Манзарека к блюзам, и любовь гитариста Робби Кригера и барабанщика Джона Денсмора к джазу. Но самым интересным в этой пестрой смеси стали стихи Моррисона -образная лирика, вдохновленная творчеством Блейка, Ницше и Рембо. Темой его поэзии были одиночество, страсть, похоть и поиск высшего смысла существования. Настроение музыки Doors было мрачным, тексты - вызывающими. Одной из самой шокирующих песен была The End, современная версия притчи об Эдипе, из-за которой группе запретили выступать в знаменитом лос-анджелесском ночном клубе Whisky-a-Go-Go. Это ничуть не смутило их. К тому времени Doors уже представляли из себя в музыке силу, с которой приходилось считаться. Организуемые Моррисоном, заводившим толпы фанатов, Doors создали вокруг себя атмосферу чего-то запретного, опасного и неведомого, хотя на самом деле путешествие в завораживающую страну Doors было гораздо безопаснее, чем это казалось неискушенному наблюдателю. Большинство песен группы были вполне приемлемы для широкого слушателя. Моррисон удачно выступал в роли поп-звезды, срывая с себя рубашку, одеваясь в узкие кожаные шорты и позируя на разворотах журналов для подростков. Однако вскоре он стал законченным алкоголиком и наркоманом: Моррисон выступал неровно и был безнадежно непредсказуем на сцене. Концертная карьера Doors прервалась в 1969 году самым глупейшим образом, когда пьяный Моррисон переборщил с раздеванием во время выступления в Майами, и ему было предъявлено официальное обвинение в эксгибиционизме. Вскоре после этого он уехал в Париж, где в 1971 году умер от сердечного приступа. После смерти своего лидера Doors стали еще более популярными. В 1979 году Фрэнсис Форд Коппола делает ту самую песню The End центральной темой своего знаменитого фильма <Апокалипсис сегодня>, а в 1980 выходит в свет и становится бестселлером книга <Никто не выйдет отсюда живым> - биография Моррисона и история Doors, написанная бывшим курьером группы Данни Шугарманом. В том же году вышел сборник лучших хитов Doors, и два миллиона копий были моментально раскуплены. В начале восьмидесятых давно не существующая группа продавала по 750 тысяч альбомов в год, что побудило журнал Rolling Stone вынести на обложку фотографию Моррисона, сопроводив ее комментарием: <Он популярен, он сексуален и он мертв>: Doors, которые окончательно распались в 1973 году, после того как оставшиеся участники записали без Моррисона еще два альбома, до сих пор продолжают привлекать к себе внимание. В 1991 Оливер Стоун еще больше мифологизировал образ Моррисона, сняв фильм о группе с Вэлом Килмером в главной роли. В 1996 году были переизданы два альбома группы. Могилу Моррисона, которая находится на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез, постоянно посещают его почитатели со всего мира. <Я восхищен этим, - признается Рей Манзарек. - Я вижу непрерывный процесс: каждые пять лет появляется новое поколение пятнадцатилетних, открывающих для себя Doors>. |