13 тысяч лет назад Британия еще была соединена с континентальной Европой естественным перешейком. Но лишь в 1802 году Альберту Матье пришла в голову мысль восстановить утраченную связь. В его проекте, которым интересовался и Наполеон, предлагалось проложить мощеную дорогу для дилижансов. С изобретением паровоза и началом строительства железных дорог стали появляться идеи пустить под Ла-Маншем поезда. Французский инженер Томе де Гамон потратил 30 лет на разработку такого проекта и даже три раза нырял (без специального костюма!) в глубины Ла-Манша. Однако тогдашний британский премьер-министр, лорд Пальмерстон, воскликнул: <Как! Вы предлагаете уменьшить расстояние, которое и так кажется нам чересчур небольшим!> С тех пор идея тоннеля возникала постоянно, и время от времени тоннель даже принимались рыть, однако каждый раз находились препятствия, и все работы сворачивались. Лишь в 1984 году французское и английское правительство договорились о том, чтобы совместными усилиями соединить две страны, и объявили конкурс, на который было представлено четыре серьезных проекта. Идею <Европонта> - гигантского моста - отринули достаточно быстро, поскольку технологии его строительства виделись в тумане, а начальная расчетная стоимость работ составляла шесть миллиардов фунтов стерлингов. Кроме этого, предлагалась <Евротрасса>, система тоннелей и мостов с искусственными островами, и <Экспрессвей> - двойной железнодорожный и автомобильный тоннель. Однако Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттеран 20 января 1986 года объявили, что выбирают проект компании Евротоннель. Тоннель длиной в 50 км был проложен на глубине примерно 50 метров под морским дном. Собственно, там три тоннеля - два для поездов в каждом направлении, диаметром в 7,6 м, и один служебный между ними. Строительство тоннеля было сопряжено со множеством сложностей - финансовых, технологических и даже языковых. В проекте приняло участие 10 подрядчиков и 220 банков. Это современное "чудо света" было построено за 12 миллиардов долларов и является самым гигантским в мире инженерным предприятием, принадлежащим частному владельцу. Зато с конца 1994 года Британские острова связаны с континентом напрямую. Пассажирские перевозки по Евротоннелю выполняют поезда Евростар. Это высокоскоростные экспрессы, которые достигают скорости в 300 километров в час. Шестнадцать поездов в день отправляются из Лондона в Париж (по выходным - больше) и около десяти - в Брюссель. Один поезд доходит до Диснейленда в парижском пригороде, а еще один добирается до французских Альп. |