Виктор Федорович Аристов (Арестов) родился в Киргизии 9 июня 1943 года, заочно окончил режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, однако его дебют в кино состоялся в качестве актера - в мелодраме Киры Муратовой <Познавая белый свет> (1978). Впоследствии Аристов сыграл еще в двух картинах Муратовой - <Среди серых камней> (1983) и <Астенический синдром> (1989), а также снялся в детективе <Шерлок Холмс и доктор Ватсон> Игоря Масленникова (1979) и антиутопии <Невозвращенец> Сергея Снежкина по одноименному роману Александра Кабакова (1991). В 1979 году Виктор Аристов написал сценарий к фильму Динары Асановой <Жена ушла> по рассказу Василия Шукшина, к творчеству которого обратился также в собственной картине <Свояки>. Среди других работ Аристова - фильм <Тростинка на ветру> по повести Георгия Маркова, а также ленты <Порох> (1985), <Трудно первые сто лет> (1988), <Сатана> (1990) по собственным сценариям. 2 января 1994 года, во время съемок фильма <Дожди в океане>, Виктор Аристов умер: К тому моменту материал был отснят практически полностью. Но как его смонтировать, никто в съемочной группе не понимал: Аристов ни с кем не делился планами, а его поэтичный, хотя и довольно жесткий кинематограф не предполагал однозначных решений. Героическими усилиями картину своего друга (у которого он, кстати, был вторым режиссером на картине <Порох>) завершил Юрий Борисович Мамин - также талантливый режиссер, сценарист, актер и композитор. Юрий Мамин, как и Виктор Аристов, окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа, затем работал театральным режиссером в Великих Луках и (позднее) Ленинграде. Фильмы Юрия Мамина, сатирические и фантастические комедии, отличаются неожиданным взглядом на жизнь: <Желаю вам> (1982), <Праздник Нептуна> (1987), <Фонтан> (1988), <Бакенбарды> (1990), <Окно в Париж> (1993, диплом Кинофорума в Суздале). Кроме режиссирования, Юрий Мамин пишет сценарии и иногда музыку к своим и чужим фильмам, а также готовит программы на телевидении. В 1994 году фильм <Дожди в океане> получил премию <Ника> за лучшую работу звукооператора (Николая Астахова), а на фестивале <Киношок> Виктору Аристову был посмертно присужден специальный приз жюри. Кроме того, на этом фестивале была награждена актриса Анна Молчанова за роль Лилиан, признанную лучшей. Анна Молчанова, тогда совсем юная (она родилась 27 мая 1975 года), впоследствии снималась в фильмах европейских режиссеров: <Виза на смерть> (1995, ФРГ), <Музыка любви: Роберт и Клара> (1995, Франция), <Секретная боль> (Норвегия, 1998), а также в российском триллере <Мытарь> (1997) Олега Фомина по сценарию Ивана Охлобыстина, где ее партнерами были такие маститые актеры, как Михаил Глузский, Александр Пороховщиков и Йозас Будрайтис. А в картине <Дожди в океане> партнерами Анны были актер театра на Таганке Юрий Беляев (<Чужие здесь не ходят>, <Единожды солгав>, <Пьеса для пассажира>), с которым Виктор Аристов работал еще в ленте <Порох>, и Сергей Ражук, человек из команды Александра Сокурова. Ражук в качестве второго режиссера участвовал в создании фильмов <Русский ковчег>, <Телец> и <Молох>, которые представляли Россию на Каннском кинофестивале, причем в <Молохе> он также сыграл небольшую роль секретаря Гитлера, а в <Тельце> Александр Сокуров доверил ему создать образ Иосифа Сталина. Сергей Ражук работал и с другим выдающимся петербургским режиссером - Алексеем Германом - над фильмом <Хрусталев! Машину...>, в свое время также показанном в Каннах. |