В обычную школу в обычном провинциальном городке поступает новенькая - Лена Бессольцева. Она поселяется у деда, которого здесь недолюбливают за чудачества: слишком замкнутую жизнь ведет, на всем экономит, а для чего и почему, окружающим непонятно. Непонятное же всегда подозрительно. Естественно, и на внучку сразу же падает тень. Тем более что в классе все роли уже распределены: есть лидеры, есть красавицы, есть отличники, есть <шуты> и <козлы отпущения>. Свалить вину за предательство проще всего на приезжую, а затем проучить, напугать, подчинить. Обычная школьная история интерпретируется Роланом Быковым как психологическая драма, в которой люди проверяются на индивидуальность, стойкость, порядочность и благородство. Лена знает, кто совершил недостойный поступок, но скрывает правду. Она больше всего хочет, чтобы Дима Сомов - красивенький, аккуратный, достойный, по общему мнению, а на самом деле слабый, ненадежный, трусливый парень - сам сделал признание. И не столько даже ради него, сколько из собственной гордости она пройдет сквозь страшные испытания. Ее преследуют, травят, гоняют по улицам старинного городка с криками <Чучело - предательница!> На костре сжигают соломенное чучело - ее двойника. Она теряет сознание, но и тогда не говорит ни слова. Дима должен победить себя, иначе детская подлость изуродует его жизнь. Дедушка Лены Бессольцевой - художник, он собирает коллекцию картин и мечтает сделать свой дом галереей. Лена - достойная наследница дедушки, такая же чудачка, противостоящая обывательской корпоративности, стадным инстинктам. Сплетни, подсматривания, наветы встречаются не только в школе, но и среди взрослых, они объединяют старших и младших. Материя обывательской жизни интересует Ролана Быкова в не меньшей степени, чем школьное происшествие, потому что именно в ней скрыты начала и концы драмы. Лена победила, и вот она уезжает из города. Осень. На пристани духовой оркестр играет грустный вальс. Дирижирует им Ролан Быков. Появление режиссера в эпизодической роли подводит черту рассказу: в его глазах таится немой вопрос. Рассказав историю, максимально прояснив истоки происшедшего, представив коллективный портрет современников, режиссер словно обращается к зрителям с вопросом: что с нами происходит, почему мы - такие? И вопрос был услышан: картина имела огромный общественный резонанс, выводящий ее за пределы школьного фильма. Ролан Анатольевич Быков родился 12 ноября 1929 года в Киеве. В 1951 году он окончил актерский факультет театрального училища имени Б.В.Щукина, до 1958 года был актером Московского ТЮЗа. В 1958-1960 годах Быков работал режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, руководил студенческим театром МГУ. В 1960 году он пришел на киностудию <Мосфильм>, где был сначала актером, а позже - режиссером художественных фильмов. В кино Быков снимался с 1954 года. Его артистический диапазон необычайно широк: от комических и сатирических ролей до мощных драматических образов, созданных актером в сотрудничестве с лучшими режиссерами советского и российского кинематографа. Режиссерский кинодебют Ролана Быкова состоялся в 1962 году, когда он поставил комедийную ленту <Семь нянек>. Сейчас Ролана Быкова можно по праву назвать одним из лучших режиссеров детского кино, а созданные им фильмы <Внимание, черепаха!>, <Телеграмма>, <Автомобиль, скрипка и собака Клякса> и особенно <Чучело> вошли в <золотой фонд> советского кинематографа. Выдающийся режиссер умер 6 октября 1998 года, не дожив одного года и одного месяца до своего 70-летия. |