Первым голливудским фильмом шведского постановщика чилийского происхождения Даниэля Эспиносы был вышедший в 2012 году коммерчески успешный шпионский триллер «Код доступа “Кейптаун”». Затем Эспиноса в 2015-м снял исторический детектив «Номер 44», печально прославившийся своим зоологическим антисоветизмом. В этом году швед вновь сменил жанр. Его новая картина «Живое» – фантастический хоррор, который превращает космический корабль в капкан для астронавтов. В космосе экипажу некуда бежать от пожирающего их монстра.
Космонавты крепко дружат, хорошо знают свое дело, соблюдают правила, геройствуют по мере необходимости, не впадают в истерику или в адреналиновый раж и не конфликтуют даже в ситуациях, когда многие бы на их месте переругались и передрались. Никто из них не оказывается предателем, и они почти не вспоминают про национальности друг друга (в экипаже есть американцы, британцы, японец и русская, которую сыграла российская актриса и постановщица Ольга Дыховичная). С одной стороны, приятно видеть такую сплоченность и такое здравомыслие, а с другой стороны, скучно, девицы! Когда злодей картины – молчаливый монстр (в сущности, сила природы), который хочет лишь дышать, пить и есть людей, то хочется, чтобы в кадре была дополнительная психологическая интрига, хотя бы на уровне слов. А лучше – дел. Эспиноса же полагает, что ленте вполне достаточно охоты чудовища на персонажей. Звездный актерский состав не смог спасти эту картину. Прекрасный Джилленхол то плакал, то потел, то мерз, причем его состояния так быстро сменялись, что не успеваешь почувствовать себя рядом с героем. Какой-то безумный ученый был так рад инопланетному питомцу, что его не смутили пристрастия в еде его нового друга. Две женщины в команде якобы эталон самоотверженности, готовые на все ради экипажа. Пожалуй, эти две дамы даже могли спасти свою команду, но вот интеллектом ни одна из них не вышла. Поэтому героическая смерть одной из них стала скорее псевдогероической, поскольку улететь в открытый космос вместе с тварью она не догадалась. Вообще звания спасителя пытался примерить на себя почти каждый. Пока один затыкал другого, уверяя, что это он лучше сейчас погибнет во имя спасении Земли, инопланетянин молча убивал и пристраивался в спасательную капсулу, которая его доставит до нужной планеты.
Вот чего у «Живого» не отнять, так это заявленный жанр «научного реализма». Съемочная группа действительно постаралась, и МКС выглядит максимально реалистичной, события и факты не грешат против логики. Наверное, эта погоня за натурализмом в итоге лишила фильма напускного ужаса, который так любят фанаты всех этих фантастических картин о злых инопланетянах. «Чужого» вон уже эксплуатируют не один десяток лет, любят же люди знакомиться с невиданными организмами. А в «Живое» легко верится, организм реалистичный, будущее недалекое, но не страшно совсем. Да еще и имя ему дали - Кэлвин! Он, возможно, только из-за этого и стал злым. И как же нелепо звучит «Кэлвин проник…» моменты, которые должны быть напряженными. На минуточку, этот организм убил ваших друзей, не хотите ли вы закричать «эта тварь совсем близко!»?!
Более менее спасает концовка. Пускай она очень предсказуема, но зато не дает окончательно скатится фильму к эффекту снотворного. Вот только открытость финала вынуждает гадать, а не ждет ли нас сиквел? Может, создатели просто прощупывают почву и потом выдадут действительно страшный фильм о марсианине? Или это все что они хотели нам показать - вялотекущий сюжет с интригующей концовкой?
|