Ролан Пети родился 13 января 1924 г. в Париже, в семье владельца бистро. Когда ему было двенадцать лет, его мать разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его брата воспитывал отец, Эдмон Пети. Ролан с детства проявлял интерес к искусству: увлекался декламацией, рисованием, кино. Наконец, отец отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы. Пети попал к известному педагогу Гюставу Рико, а также посещал уроки русских педагогов Любови Егоровой и Ольги Преображенской. В 16 лет Ролан Пети был принят в кордебалет Парижской Оперы, а в 1941 году известная танцовщица Марсель Бурга сделала семнадцатилетнего Ролана Пети своим партнером. В начале 1943 г., когда Пети был еще танцовщиком кордебалета, директор Парижской Оперы Серж Лифарь поручил ему большую сольную партию в балете "Любовь-волшебница" на музыку М. де Фальи. В ноябре 1944 года Париж был освобожден от немецкой оккупации. Администрация театра Сары Бернар организовала еженедельные вечера балета и предложила Ролану Пети создать и возглавить труппу. В нее вошли Жан Бабиле, Жанин Шарра, Нина Вырубова, Колетт Маршан, Рэне Жанмер (более известная как Зизи Жанмер), позже ставшая женой хореографа. В 1945 году Ролан Пети создал собственную труппу "Балет Елисейских полей", просуществовавшую 2 года. В репертуаре - постановки Пети, спектакли других современных авторов и классика. В мае 1948 г. Пети создал новую труппу "Балет Парижа" с Жанин Шарра, Рене Жанмер, а также звездой английского балета Марго Фонтейн. В 1950 г. Пети впервые пригласили на зарубежную сцену - он поставил спектакль "Балабиль" на музыку Э. Шабрие. В спектакле "Пожирательница бриллиантов" на музыку Ж.-М. Дамаза Ролан Пети и Зизи Жанмер не только танцевали, но и пели. В 1955 г. Пети поставил для Жанмер танцы в фильме Р.Э. Долана "Все сойдет". В 1956 г. Пети показывает "Ревю Балета Парижа". В 1957 г. он ставит для Жанмер ревю "Зизи в мюзик-холле". В конце 1957 г. Пети и Жанмер предпринимают турне по многим странам со сборным песенно-балетным шоу. В 1959 г. Пети поставил музыкальную комедию "Патрон" на сцене Театра Сары Бернар. Это был уже не балет с вокальными вставками, а чистый мюзикл. В 1965 году Ролан Пети ставит в Парижской Опере балет "Собор Парижской богоматери", а в 1967 - на сцене лондонского театра "Ковент-Гарден" балет "Потерянный рай", где главные партии исполнили Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев. В 1972 г. Ролан Пети становится руководителем Балета Марселя. Первый спектакль Пети в новой труппе - балет о Маяковском "Зажгите звезды!". 12 января 1973 г. состоялась премьера балета "Больная роза", главные партии которого исполнили Майя Плисецкая и Руди Бриан. В 1978 г. Пети поставил для Михаила Барышникова балет "Пиковая Дама". В 1978 г. Пети переносит свой "Собор Парижской богоматери" в Ленинград, в театр им. Кирова. Роль Эсмеральды исполнила Г. Мезенцева, Квазимодо - Н. Ковмир, Фролло - Ю. Гумба. В 1987 г. Екатерина Максимова и Владимир Васильев выступили в балете Пети "Голубой ангел" во Дворце спорта в Париже. В начале 90-х Ролан Пети пригласил в театр звезду Кировского театра Алтынай Асылмуратову, для которой он в 1997 г. поставил новую версию балета "Лебединое озеро". В 1995 г. Пети поставил балет "Гепард" для звезды Парижской Оперы Николя Ле Риша. В 1996 г. Пети поставил балет "Шери" для итальянских звезд Карлы Фраччи и Массимо Мурру. В 1997 г. Пети покидает пост руководителя Балета Марселя. В 1998 г. Пети перенес на сцену Мариинского театра свои балеты "Юноша и смерть" и "Кармен". В 2001 г. Ролан Пети поставил в Большом театре программу, состоящую из двух спектаклей - "Пассакальи" на музыку А. фон Веберна, поставленную им для Парижской Оперы в 1994 г., и новый балет "Пиковая Дама" на музыку Чайковского. В первом спектакле главные партии исполнили Светлана Лунькина и Ян Годовский, во втором - Николай Цискаридзе, Илзе Лиепа и Светлана Лунькина. "Буду ли я что-то делать для Большого еще?.. Думаю, что да: Может быть, было бы интересно показать в Большом мой спектакль, посвященный Анне Павловой. Это великая русская балерина, которую я, к сожалению, уже не застал на сцене, однако я уверен, что я прекрасно ее знаю. Посмотрим:", - делится своими планами маэстро. |