3 августа 1861 года только что созданное управление броненосцев ВМС США объявило в газетах, что рассмотрит любой проект стального боевого корабля, способного решать задачи на мелководье. 29 августа на это объявление откликнулся шведский изобретатель Джон Эрикссон, который в письме на имя Авраама Линкольна предложил построить такой корабль всего за две недели. К тому времени на его счету уже были локомотивы, двигатели для морских судов, морские орудия, воздушные насосы, гребные винты... Линкольн не ответил на предложение Эрикссона. Однако манхэттенские судостроители с радостью ухватились за проект и направили его в военно-морское ведомство в Вашингтон. Моряки и сам президент, которому доложили о новом проекте, были заинтригованы необычными формами будущего корабля. Мнения разделились, и последнее слово было за Линкольном. Оно последовало в тот же день: <Я лишь могу повторить фразу маленькой девочки, когда она натягивает чулок на ногу: меня что-то тут задевает!>. На следующий же день состоялось специальное заседание комитета по броненосцам, которое после многочасовых дебатов решило привезти в Вашингтон самого Эрикссона и дать ему высказаться в присутствии президента. Эрикссон прибыл в Вашингтон, состоялись длинные объяснения с членами Комитета, проект, оцененный в 275 тысяч долларов, то принимался, то отклонялся. В конце концов изобретателю дали <добро> и даже увеличили предложенный им срок строительства - с двух недель до ста дней. Предполагалось, что корабль будет длиной в 172 фута (более 50 м) и шириной в 41 фут (12,5 м). Также были спроектированы две 12-дюймовые пушки во вращающейся башне. При малой осадке такой корабль способен свободно маневрировать на мелководье. Концепция Эрикссона была несложной. Железные суда сами по себе для него уже давно не были в новинку: в английских доках он построил несколько таких кораблей для движения по Темзе. Новая же идея заключалась в том, чтобы опустить все жизненно важные помещения корабля на уровень ниже ватерлинии, сделав корабль плоским как камбала, и тем самым снизить до минимума его уязвимость. 30 января 1862 года, через 101 день после закладки, со стапелей Continental Iron сошел новый корабль, названный <Монитором>. К удивлению чиновников морского ведомства и толпы зевак стальная плоская чушка с возвышающимся над палубой огромным барабаном - орудийной башней - соскользнула в воду и ... поплыла. 25 февраля 1862 года корабль был принят в состав действующего флота. В июне <Монитор> уже выполнял боевые задачи, прикрывая артиллерийским огнем действия северян. 9 июля 1862 корабль посетил Авраам Линкольн. В тот же день на корабле находился фотограф Джеймс Гибсон со своей стереоскопической камерой. На сегодняшний день сохранились восемь фотографий, которые Гибсон сделал на борту "Монитора". В роковой декабрьский день 1862 года командир "Монитора" Джон Банкхед получил приказ выйти в открытое море и направил корабль к берегам Джорджии, соединившись с броненосцами "Пассаик" и "Род Айленд". Однако в отличие от них для <Монитора" выход в открытый океан оказалось слишком серьезным испытанием. Предназначенный для действий на мелководье, он не выдержал шторма: высокие волны накрывали корабль, заливая угольные бункеры и лишая его плавучести. Когда уровень воды в трюмах достиг критической отметки, Банкхед приказал команде покинуть судно. Моряки тонущего <Монитора> перебрались на <Род Айленд>. Четыре офицера и двенадцать моряков пропали без вести. В 1973 году <Монитор>, пролежавший на морском дне в течение 111 лет, был найден перевернутым на глубине около 70 метров. С тех пор Национальное управление океанических и метеорологических проблем США совместно с ВМС провело несколько экспедиций на <Монитор>. В 1998 году водолазы подняли со дна моря трехтонный судовой винт, а этим летом на корме затонувшего судна были установлены бетонные блоки для укрепления его корпуса, а также начаты работы по подготовке извлечения уникального парового двигателя работы Эрикссона. |