Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Бодлер, например, считал, что она состоит из двух элементов - вечного, не поддающегося точному определению, и временного, складывающегося из того, что дает данная эпоха, - мода, вкусы, мораль. Непременными условиями <вечной и неизменной> красоты была и остается симметрия. Как ни отличается Нефертити от Венеры Милосской, прекрасная флорентинка Симонетта от таитянских красавиц Гогена, а пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от современной топ-модели - все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ. Естественно, что во все времена ценителями женской красоты были мужчины, и первым из них, по греческой мифологии, троянский царевич Парис. Зевс поручил ему рассудить Геру, Афину и Афродиту, спорящих, кто из них прекраснее. Победила Афродита, которую впоследствии уличили в употреблении косметики. Так что, можно сказать, стремление приукрасить свою внешность у человека - от бога. Идеал красоты Древнего Египта - стройная грациозная женщина: тонкие черты лица, огромные миндалевидные глаза, контраст тяжелых причесок с изящной фигурой, вызывающий представление об экзотическом растении на гибком стебле. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок белладонны. Едкий сок ириса служил румянами: раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся долгое время. В Древнем Риме был культ светлой кожи и белокурых волос. Жен римских патрициев, во время путешествий, помимо свиты, сопровождали стада ослиц, в молоке которых они купались. С упадком Рима эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от мирских радостей. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, таких популярных в античные времена. Поворотный момент в восприятии красоты - рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает светский характер. Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна. Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких гибких фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит золотисто-рыжий цвет волос, прозванный <цветом Тициана>. В конце XVI столетий идеал красоты как выражение вкусов высшей аристократии отводит от строгих классических форм: прическа становится нарочито увеличенной формы, в моду входят парики, причем они становятся обязательными и для мужчин. Для создания причесок использовали различные приспособления - проволочные каркасы, обручи, ленты, волосы густо обсыпали пудрой. На создание таких чудес парикмахерского искусства уходило много времени и денег, так что дамы пытались их как можно дольше сохранить, неделями не причесывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы. О французском короле Людовике XIV было известно, что он моется только весной. Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты - небольшой привилегированной части общества. Купец или ремесленник не имел права носить такую же одежду, как дворянин. Но жизнь менялась, открывались и завоевывались новые земли, развивалась наука и промышленность. И постепенно деловые качества, ум, энергия, умение добывать деньги стали цениться выше, чем аристократизм и знатность происхождения. Общество демократизировалось. Естественно, что в первую очередь это коснулось мужской одежды, из которой исчезли вышивки, банты, атлас и кружево, блестящие украшения - все, что мешало ей быть простой и удобной, пригодной для делового человека. Однако со временем не избежала этой участи и женская одежда. Революционные же изменения женская мода претерпела в XX веке. Как известно, мода не возникает на пустом месте. Она всегда и очень точно, как лакмус, отражает все, что происходит в нашей жизни. |