Татьяна Ивановна Пельтцер родилась в Москве. Ее первым и единственным учителем был отец, замечательный русский актер Иван Пельтцер: с ним она впервые вышла на сцену в десять лет. От него же она унаследовала умение создавать яркие, сочные эпизодические характеры. Не имея высшего образования, еще не зная своих возможностей и способностей, она переходила из одного театра в другой, периодически меняя Москву на провинцию. Как-то ее исключили из театра МГСПС "за профнепригодность", и Пельтцер пришлось временно работать машинисткой. Наконец она <осела> в театре миниатюр: выступала в качестве конферансье, играла скетчи, сценки. Там же она раскрылась в полной мере как бытовая, острохарактерная актриса - в ролях банщиц, молочниц, управдомов, нянек. <У моих героинь крепкие руки и доброе сердце>, - говорила Пельтцер. Она и в дальнейшем любила своих героинь, смеялась, но любила, освещая как бы изнутри своей улыбкой и затаенным лукавством. Себя она называла <счастливой старухой>. В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она каталась на крыше троллейбуса и прыгала с забора, танцевала на крыше дома... Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она <умрет с голоду>. Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так ярко, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы - вот что такое была Татьяна Пельтцер. В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм... Главным театром ее жизни стал Театр Сатиры, которому актриса отдала тридцать лет. Она не затерялась в шикарной труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха, и вскоре стала ведущей актрисой театра, на которой строился репертуар. В 1977 году Пельтцер ушла в <Ленком>. Этот переход воспринимался тогда многими как поступок безрассудный. После тридцати лет работы в популярнейшем столичном театре, где рядом с другими любимцами публики она оставалась лидером, вдруг начать жизнь сначала - для этого нужен особый характер. У Татьяны Ивановны он был. Азартный и рискованный. В <Ленкоме> она сыграла немало запоминающихся ролей. Последние - в спектаклях <Три девушки в голубом> (по пьесе Людмилы Петрушевской) и <Поминальная молитва> (по пьесе Григория Горина, написанной по мотивам <Тевье-молочника> Шолом-Алейхема). Далеко не сразу в ее жизнь вошло кино. Фильм <Простые люди>, где Пельтцер сыграла первую свою большую роль, пролежал на полке одиннадцать лет, в течение которых актриса снялась в нескольких проходных эпизодах. Лишь когда экранизировали спектакль театра сатиры <Свадьба с приданым>, Татьяна Пельтцер стала популярной актрисой кино, и уже через год ее окрестили <мамой русского солдата> за роль Евдокии Бровкиной. Ненасытная на работу она много снималась, ей казалось, что иначе ее скоро забудут. Однако по-настоящему достойных ролей и прославленных фамилий режиссеров в значительном списке ее киноработ практически не встретишь. То ли не знали, как ее использовать, то ли просто боялись. Ведь хорошая перепалка с режиссером перед съемкой была своеобразным допингом для Татьяны Ивановны... Работать с ней было очень непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич , как все капризы и недовольство куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: <Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!> А к выходу на сцену успокаивалась, играла, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер, по их отзывам, имела вздорный: могла и похвалить, и <задать трепку>, наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании <прорабатывали> одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: <А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит: кроме народа!> |