Если посмотреть на Египет с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в 300 километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль-Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образуя почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ - так выглядит сейчас когда-то роскошный древнеегипетский город Ахетатон. Зимой 1912 года при очередных раскопках археолог Людвиг Борхардт обнаружил здесь скульптурную мастерскую. Среди находок внимание ученых привлек фрагмент ларца с надписью "Хвалимый царем начальник работ скульптор Тутмес". А через несколько дней был найден выполненный из известняка и раскрашенный бюст царицы: телесный цвет затылка, красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, синий головной убор. Трудно найти слова, чтобы передать все великолепие этого портрета. Нежный овал лица, красиво очерченный небольшой рот, прямой нос, прекрасные миндалевидные глаза, слегка прикрытые широкими тяжелыми веками. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий парик был обвит золотой повязкой, украшенной самоцветами. На лбу виднелся след от урея - священной змеи, считавшейся в Египте символом царской власти. Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей - фараона-солнце Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были известны на всем древнем Востоке. Юность Нефертити прошла в Фивах - столице Египта эпохи Нового царства (ХVI-ХI вв. до н.э.). В течение долгого времени египтологи предполагали, что Нефертити по происхождению не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как "пришедшая красавица", исконно египетское. Однако сегодня известно, что ее родителями все же были египтяне: вельможа Эйе и его супруга Тии были родственниками царицы Тейе и происходили из среды провинциального жречества, из города Коптоса. Нефертити правила Египтом вместе со своим супругом около двадцати лет: те самые два десятилетия, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, когда на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства. Искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Тутмеса. Запретив культы традиционных богов, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на Эхнатон, и Нефертити основали новую столицу - Ахетатон. Роспись комнат их грандиозного дворца очень живо изображает сцены жизни царственных супругов и их шести дочерей: вот Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени, и придерживает рукой маленькую дочь: А на одном из рельефов запечатлен кульминационный момент семейной идиллии: поцелуй Эхнатона и Нефертити. Однако счастье продолжалось недолго: На 12-м году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. Смерть дочери, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити: у нее появилась соперница, "второстепенная" супруга Эхнатона Кийа. Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Через год Эхнатон скончался. Как закончила дни сама Нефертити, неизвестно: ее мумия не была найдена. Сохранилась легенда о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб, а вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось. Многие загадки, связанные с ее жизнью, пока еще не раскрыты. Глядя на развалины Ахетатона и выдающиеся памятники искусства, разбросанные по многим музеям мира, невольно задаешься вопросом: что же осталось от всех этих столь удаленных от нас событий, трагедии царского дома и человеческих судеб, занесенных песком? Пожалуй, немало: нетленность искренних человеческих чувств, потрясающий портрет древней царицы и пожелтевшие листки дневника Людвига Борхардта, который, увидев портрет Нефертити в первый раз, записал на бумаге всего одну фразу: <Описывать бесцельно. Смотреть!> |