1983 год, советское Закавказье. Группа молодых людей, детей чиновников, творческих деятелей и привилегированных врачей, живет в Тбилиси жизнью, которая многим их сверстникам недоступна: они обмениваются пластинками зарубежных исполнителей, курят американские сигареты и пьют виски, грезя о жизни на Западе. Последнее постепенно завладевает умами приятелей, услышав об успешном опыте угона самолета, наиболее решительные из шестерки начинают планировать захват воздушного судна и перелет в сопредельную Турцию. Прикрытием операции становится свадьба молодых Ники и Анны, мечтающих о свободе вне родительского дома и советских ограничений, именно с вещами молодоженов на самолет должны быть доставлены оружие и взрывчатка. Увы, план побега сразу рушится, но обратного пути нет – вот только влюбленные вместо обретения желанной свободы становятся заложниками ситуации и пролившейся крови.
О разыгравшейся в тбилисском аэропорту в июне 1983 года драме написано много, при желании зрители могут ознакомиться с деталями трагедии, выяснить для себя подробности, оценить действия злоумышленников, экипажа, милиции и внутренних войск. Поэтому не станем обращать внимание на определенные компромиссы и сглаживание углов, допущенные авторами, в конце концов это творческий взгляд на трагедию, а сама перестрелка в салоне и ночной штурм явно беспокоили создателей картины в последнюю очередь. Этим же готовы объяснить некоторый сумбур в кадре, который начинается, как только персонажи заходят на борт – с этого момента история движется по нисходящей …А вот то, что предшествует угону, с одной стороны, в гораздо большей степени волнует режиссера, да и по-настоящему интересующемуся темой зрителю должно быть важнее, ведь с разделением СССР на отдельные государства грузинские захватчики рейса Тбилиси – Батуми стали едва ли не героями. И тут фильм сталкивается с серьезной проблемой – героизировать-то особенно некого, хотя и хочется. Потому-то и сделан в картине упор на отношения между Никой и Анной, совсем юными влюбленными, искусственно отделенными авторами от остальной группы. Да, Тинатин Далакишвили и Иракли Квирикадзе – безумно красивая пара, а их герои – не просто парочка, а люди, имеющие собственные, отличные от других чувства и эмоции, раскрытые через сцены с пистолетом, сигаретой или термометром. На это смотреть очень интересно, это хорошее кино, чувственное и правдивое.
Тем не менее, авторский комментарий (точнее, отношение автора к происходящему) «прячется» уже в названии. Не нужно быть ста пядей во лбу, чтобы понять, что слово «заложники» имеет отношение не только к пассажирам того злополучного рейса. Речь в первую очередь о заложниках системы, которые и сами не поняли, что натворили. Кстати, многие жалуются, что, мол, мотивации персонажей не очень ясны. На мой скромный взгляд, это не так. И дело не в джинсах, сигаретах и кока-коле. Дело в юношеском максимализме. Их родителям тоже не многое нравилось – но они терпели. А дети не захотели терпеть. Они пошли в своем неприятии до конца и перевели его (простите уж за «казенщину») в активную фазу. Вот, собственно, и всё. Что было дальше, вы знаете.
|